1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Росморречфлот реанимировал северный проект

4 сентября 2007   14:14

Росморречфлот реанимировал северный проект

Под Архангельском в ближайшие 5-7 лет может быть построен новый глубоководный морской порт. На первом этапе порт сможет обрабатывать 15-20 млн. тонн грузов с дальнейшим выходом на перевалку до 50 млн. тонн. Кроме того, новый порт сможет переваливать до 30 млн. тонн минеральных удобрений в год с Березниковского и Соликамского месторождений, а также контейнеры и наливные грузы.

 

Хорошо забытое старое

Администрация Архангельской области и ранее предполагала создание глубоководного морского порта "Архангельск" в губе Сухое море, расположенной в Белом море. Однако для начала строительства в области не было ни проекта, ни реальных финансовых возможностей. Создание порта было лишь перспективным, но никем не утвержденным планом. Тем не менее, ориентировочная стоимость запланированного порта была подсчитана и оценивалась в 1,8 миллиарда рублей. Средства должны были выделяться и из федерального бюджета и инвесторами. Говоря о возможности строительства нового порта, заместитель директора Департамента транспорта и связи администрации Архангельской области Владимир Кочуров отметил: “с момента первого разговора до начала строительства порта Усть-Луга под Санкт-Петербургом прошло 15 лет. То же самое будет и у нас”. По мнению Кочурова, такие порты должно строить государство. “На Балтике инвесторов найти можно, - считает Кочуров, -  на Севере это сделать сложно, тем более Архангельск - тупиковый порт. Но, тем не менее, на перспективу об этом говорить надо". Правительство, по его мнению, может принять решение по этому поводу, включить строительство порта в целевую программу, предлагаемую президентом и предусмотреть на эти цели средства из федерального бюджета.

И вот вчера руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко заявил, что “мы обязаны построить в Архангельской области современный глубоководный порт ”. По словам Давыденко, в случае если реализация проекта будет осуществляться через инвестиционный фонд, его строительство это займет около 5-7 лет. Руководитель Федерального агентства также отметил, что проект глубоководного порта рассматривается вместе со строительством Белкомура. Технико-экономическое обоснование строительства порта должно быть готово в двадцатых числах сентября. “Конечно, нам будет далеко до Мурманска и Калиниграда, но мы можем конкурировать с другими российскими портами”, - уверен вице-губернатор администрации Архангельской области Владимир Войков.

 

Привлечение грузопотока

С освоением Штокмановского месторождения и других месторождений нефти и газа на шельфе грузопоток морского порта "Архангельск" значительно увеличится. Кроме того, предприятия Архангельской области будут изготавливать конструкции для месторождения, поэтому потребуется большая перевалка грузов. По мнению экспертов,  в этих условиях архангельскому порту будет сложно конкурировать, например, с незамерзающим портом Мурманск. Тем более, в Мурманской области будет строиться завод по сжижению газа, что увеличит грузопоток через их порт. “Основные дивиденды во время освоения Штокмана получит Мурманская область, так как основные грузопотоки пойдут в мурманский порт", - поясняет заместитель директора департамента промышленности администрации области Николай Жирков.

В настоящее время порт Архангельск из-за малых глубин способен принимать танкеры грузоподъемностью только до 20-30 тыс. тонн, тогда как для растущего объема перевозок порту необходимо минимум 60 тыс. тонн. “Есть возможность построить новые терминалы, и для этого есть место, инвесторы и все условия”, - считает Давыденко. По его словам, если будет порт, то появятся и грузы. “В мировой экономике есть закон, согласно которому, спрос рождает предложение, в транспорте предложение рождает спрос, — сказал Давыденко. — Если не будет порта и предложения, то никакой груз никогда сюда не придет”.

При этом Давыденко отметил, что одной из главных трудностей в реализации проекта является отсутствие достаточного количества железнодорожных и автомобильных подходов. Руководитель федерального ведомства подчеркнул, что Архангельская область занимает выгодное географическое положение, располагаясь на стыке реки и моря, но актуальным остается вопрос развития морской и речной транспортной инфраструктуры. Об этом же ранее заявлял заместитель председателя ГД РФ Артур Чилингаров. По его мнению, с учетом грузопотоков, которые будут проходить по морскому транспортному коридору, у государства есть интерес к созданию глубоководного порта Архангельск. "Надо думать, как его развивать, как строить", - считает он.