1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Азово-Черноморская ревизия

12 июля 2007   12:12

Азово-Черноморская ревизия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин отчитался перед Морской коллегией при правительстве РФ о работе министерства по развитию портов Азово-Черноморского региона. Используя доклад Левитина, прозвучавший 11 июля в Новороссийске, ИАА «ПортНьюс» подготовило обзорный материал.

Мощность российских портов к 2015 году должна достичь 650 млн. тонн, увеличившись более чем на 50% по сравнению с 2006 годом. Такая задача была поставлена президентом России Владимиром Путиным перед транспортной отраслью на совместном заседании Президиума Государственного Совета и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации 2 мая 2007 г. в Мурманске. Президент также потребовал обеспечить ускоренное сбалансированное развитие инфраструктуры морского транспорта и расширение участия российской транспортной системы в мировом рынке транспортных услуг. При этом было отмечено, что российские порты еще не достигли требуемого уровня конкурентоспособности по сравнению с иностранными портами.

8 южных портов

В составе морских торговых портов юга России 8 портов расположены в Азово-Черноморском бассейне (один из которых строящийся порт Тамань) и 3 – в Каспийском. В 2006 году ими переработано 159,9 млн. т грузов или около 40% от общего грузооборота российских портов, что в 3 раза превышает суммарный грузооборот портов Советского Союза в Азово-Черноморском бассейне. Самым крупным по объему грузопереработки не только в южном бассейне, но и в России является порт Новороссийск. Доля портов Украины в общем объеме российских грузов, переваливаемых в Азово-Черноморском бассейне в 2006 г. составила 25%. В основном, это уголь, руды, удобрения, металлы и наливные грузы.

По данным ИАА «ПортНьюс», за первые 5 месяцев 2007 года российскими портами южного бассейна было перевалено 67 млн тонн грузов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, динамика незначительная: прирост составил всего 2%.

Большинство портов ЮФО расположены в городах и не имеют резервов территории для дальнейшего развития. Это также препятствует развитию автомобильных и ж.д. подходов к ним. Факторами, требующими учета в развитии портов Азово-Черноморского бассейна, являются и ограничения по проходу судов через Черноморские проливы.

Еще одна проблема, на которой следует остановиться, подчеркнул Игорь Левитин, – недостаточная укомплектованность портов судами аварийно-спасательного и вспомогательного флота, отсутствие в составе отечественного флота многоцелевых буксиров-спасателей, снабженных современным, глубоководным поисковым, водолазным оборудованием и системами динамического позиционирования. С учетом существующих рисков для Азово-Черноморского бассейна необходимо до 2015 года построить 27 аварийно-спасательных судов общей стоимостью около 6 млрд. руб.

Новороссийск

Новороссийск находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров и является одним из ключевых пунктов международного транзита груза, обслуживая торговые связи России со странами Средиземноморья, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Новороссийский порт является выгодной альтернативой доставки груза из Юго-Восточной Азии в Россию существующему пути из Китая через Роттердам, Гамбург и Санкт-Петербург. Этот путь может быть на 8 суток короче и экономически более выгоден. Грузооборот Новороссийского порта в 2006 году составил 113 млн. тонн грузов, в том числе наливных – 88 млн. тонн. Новороссийский морской порт обслуживает практически все типы судов: танкеры, сухогрузы, балкеры, контейнеровозы, пассажирские суда и суда типа Ро-Ро. В Юго-Восточном районе порта Новороссийск продолжается строительство контейнерного терминала, мощность которого к 2010 году достигнет 500 тыс. контейнеров ДФЭ.

По инициативе Министерства транспорта России, в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг», в настоящее время разрабатывается инвестиционный проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла», реализация которого позволит к 2010 году обеспечить грузооборот Новороссийского порта (без учета комплекса Каспийской Трубопроводной Системы) в объеме до 115 млн. тонн.

По словам Министра, данная задача решается в рамках государственно-частного партнерства Минтрансом России совместно с Минэкономразвития России, ОАО «РЖД», Администрацией Краснодарского Края и города Новороссийска. Общая стоимость реализации проекта – 76 млрд. рублей, из которых 2/3 составляют средства федерального бюджета и 1/3 – частные инвестиции.

Судоремонтный завод оставить государству

Говоря о Новороссийске, Министр затронул важный вопрос с ним связанный. В городе расположен Новороссийский судоремонтный завод, на сегодняшний день единственное судоремонтное предприятие на бассейне, в перспективе способное выполнить не только ремонт корпусов кораблей, их энергетических установок и обслуживающих систем, но и ремонт вооружения, штурманского, радионавигационного оборудования и систем автоматики. Для дальнейшего развития военного судоремонта на предприятии, по мнению Министерства транспорта, нужно отменить решение о реализации государственного пакета акций завода, запланированной на 2008 год.

Туапсе

В последние годы интенсивно развиваются и другие порты Азово-Черноморского бассейна. В порту Туапсе начаты подготовительные работы по строительству, балкерного терминала для перевалки 3 млн. тонн минеральных удобрений. Завершена разработка проекта зернового терминала мощностью 2 млн. тонн. Разрабатывается предпроектная документация на строительство причала № 1А для приема танкеров дедвейтом 70 тыс. тонн, комплекса для сжиженного попутного газа на 0,5 млн. тонн и Южного грузового района порта мощностью 6 млн. тонн.

Игорь Левитин отметил, что Туапсе это единственный порт производится перевалка угля, которую, в перспективе планируется перевести в новый порт на Таманском полуострове, а освободившиеся мощности использовать для перевалки других грузов, в первую очередь металлопроката. К 2010 и 2015 годам грузооборот порта составит соответственно 35 и 41 млн. тонн.

Сочи

С целью обеспечения проведения Зимней Олимпиады 2014 года планируется модернизация Сочинского порта. Планируемый пассажирооборот порта Сочи составит к 2010 году 600 тыс., а к 2015 году - 715 тыс. человек.  В настоящее время проект находится в стадии разработки Обоснования инвестиций. Предполагается перевести из центра города грузовой район порта, создать условия для приема круизных лайнеров пассажировместимостью до 3 тыс. человек, а также яхтенного комплекса с объектами инфраструктуры с целью превращения порта в международный центр пассажирских и круизных перевозок.

Тамань построят к 2008 году

Продолжается строительство морского порта Тамань, ориентированного на перевалку нефтеналивных грузов, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и аммиака. В конце 2008 года планируется ввести в эксплуатацию первую очередь комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) мощностью 1,5 млн. тонн в год.

В настоящее время Минтрансом России подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении границ нового порта и установлении в нем пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. К 2015 году грузооборот порта достигнет 14 млн. тонн в год.

Азовские отмели

Основными проблемами портов Азовского моря являются малые глубины, протяженные подходные каналы, ледовая обстановка. Ежегодные затраты на ремонтные дноуглубительные работы в бассейне составляют свыше 200 млн. рублей в год. Все затраты на дноуглубление для поддержания проектных глубин и содержание ледоколов возмещаются судовладельцами в виде ледокольного и канального сборов. Доля канального и ледового сбора в общем объеме портовых сборов, к примеру, в порту Таганрог составляет 40 %. Реализация дноуглубительных проектов в портах Азовского моря позволит довести производственные мощности порта Темрюк до 4,5 млн. тонн в год.

Министр подчеркнул, что главными направлениями развития порта Кавказ являются дальнейшее развитие железнодорожного паромного комплекса и терминалов накатных грузов.

Игорь Левитин сообщил, что, действующей ФЦП «Модернизация транспортной системы (2002-2010 гг.)» предусмотрено проектирование и строительство нового порта на Таманском полуострове, который будет ориентирован на перевалку этих грузов. Актуальность строительства такого порта обусловлена и реализацией крупнейшего инфраструктурного проекта по развитию Волго-Донского водного пути, связывающего Каспийский и Азово-Черноморский бассейны. Выбор Таманского полуострова для размещения нового порта позволит, с учетом использования Волго-Донского водного пути, создать крупный перевалочный пункт между странами Черноморского и Прикаспийского бассейнов.

Каспий

На Каспии у России имеется 3 порта – Астрахань, Оля и Махачкала. Астраханские порты исчерпали возможность дальнейшего развития, поэтому в настоящее время основное развитие планируется в порту Оля. Основные направления развития порта Махачкала - это увеличение мощностей и инфраструктуры по переработке наливных грузов и дальнейшее развитие железнодорожного паромного сообщения с каспийскими странами.

Пересечение границы

Министр отметил, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности наших портов организация работы контрольных служб в пунктах пропуска через государственную границу. Инфраструктура пунктов пропуска не соответствует современным мировым требованиям и требует коренной модернизации. В Южном федеральном округе насчитывается 16 морских и речных пунктов пропуска через государственную границу. Предусмотренных ФЦП «Государственная граница» бюджетных средств на строительство, модернизацию и обустройство пунктов пропуска недостаточно. Так, для Южного федерального округа на 2008-2010 годы предусмотрено около 2 млрд. рублей против необходимых 13 млрд. рублей. Принятые технологии осуществления проверок контрольными службами в пунктах пропуска через государственную границу существенным образом сказываются на сроках обработки грузов в портах.

В порту Новороссийск время оформления контейнера составляет до 10 суток. В то же время в портах Гамбург и Хельсинки этот период не превышает соответственно 3 и 1 сутки. Улучшение ситуации ожидается с внедрением инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), позволяющих произвести таможенный контроль без вскрытия контейнера или большегрузного автомобиля, считает Игорь Левитин. Один из таких комплексов строится и в порту Новороссийск. Опыт применения ИДК таможенными службами других стран подтверждает их высокую эффективность.

Вопрос аренды

Говоря о проблемных вопросах, сдерживающих развитие портов Южного федерального округа, Министр отметил неурегулированность земельных и арендных отношений. В настоящее время проведена значительная работа по приведению арендных отношений в соответствие с действующим законодательством и заключению дополнительных соглашений к договорам аренды по замене арендодателя. За истекший период заключены дополнительные соглашения к большинству договоров аренды федерального имущества. Однако, по некоторым договорам, в которых на стороне арендодателя выступали помимо Морских администраций портов соответствующие комитеты по управлению имуществом, дополнительные соглашения до настоящего времени не заключены.

Территориальные управления Росимущества отказываются подписывать дополнительные соглашения о замене арендодателя, ссылаясь на то, что не являются правопреемниками комитетов. Это мнение представляется необоснованным, поскольку имущество находится в хозяйственном ведении предприятия, и только оно может сдавать переданное ему в хозяйственное ведение имущество в аренду. Подобные действия территориальных управлений Росимущества нарушают права предприятия и не позволяют ему эффективно управлять федеральным имуществом. В результате ставка установленной ранее арендной платы не соответствует современным рыночным условиям, а предприятие, не являясь стороной договора, не имеет возможности ни изменить его условия, ни расторгнуть его для заключения нового договора. Этим государству уже нанесен и продолжает наноситься значительный материальный ущерб. По данному вопросу необходимо поручение Росимущества Территориальным управлениям подписать соответствующие дополнительные соглашения к действующим договорам аренды.

Необходимо также отметить, что в ряде случаев КУГИ по непонятным причинам отказывают в заключении договоров аренды на длительные сроки.

Подводя итоги, министр обратил внимание на то, что для выполнения поручений Президента по повышению конкурентоспособности российских портов необходимо, кроме развития инфраструктуры, решить комплекс вопросов законодательно-правового обеспечения портовой деятельности. Игорь Левитин выразил надежду, что Закон о морских портах будет принят до конца текущего года и позволит решить накопившиеся проблемы.