Взаимодействие между портами Северо-Западного региона и Октябрьской железной дорогой (ОЖД) в ближайшее время может приобрести более определенный статус. Поскольку, как было объявлено на “II Международном Петербургском транспортно-логистическом форуме”, именно взаимодействие участников перевозочного процесса ОЖД считает приоритетным направлением своей политики.
Информационный обмен
К настоящему времени для налаживания инормационного обмена между железной дорогой и портами уже предпринят ряд шагов. Для того чтобы координировать действия участников смешанных перевозок, необходимо было организовать единое информационное пространство. Поэтому еще в 2002 году на Октябрьской железной дороге был создан дорожный Информационно-логистический центр, который поддерживает электронный обмен между автоматизированной системой управления (АСУ) портов Северо-Запада, информационно-вычислительным центром железной дороги и АСУ грузоотправителей. А четыре года спустя ОАО “Российские железные дороги” в рамках этой же работы описали и подготовили полный технологический цикл взаимодействия перевозчика и таможни: по экспорту, импорту и по транзиту. Однако до настоящего времени замечания к документу не получены и статус этого взаимодействия, как таковой, по-прежнему окончательно не определен. По словам директора по развитию Центра Фирменного Транспортного Обслуживания (ЦФТО) ОАО “РЖД” Елены Кунаевой, именно потому, что нет узаконенного статуса документооборота, до сих пор не удается создать унифицированную систему обмена.
По мнению Кунаевой, несмотря на то, что порт и железная дорога дают друг другу большое количество информации, на этом взаимодействие останавливается. А эффект от формирования логистических центров внутри самостоятельных звеньев транспортной системы, по ее мнению, достаточно ограничен, поскольку каждая сторона вправе принимать решение только внутри своего хозяйства. Со своей стороны представители железной дороги на форуме отметили, что и железнодорожники, и порт сегодня пошли намного дальше: сегодня решения, в том числе и по таможенным вопросам, принимаются совместно. “Совместная группа работает. Есть небольшой логистический центр в порту. И ”Внештерминал” как представитель дороги, перевозчика, организует всю эту работу в порту Петербург. Поэтому шаг вперед мы все-таки сделали”, - считают представители ОЖД.
Шаг второй
Для повышения эффективности работы с грузоотправителями и грузополучателями в прошлом году на Октябрьской железной дороге (ОЖД) на базе товарных контор грузовых станций было создано 77 агентств фирменного транспортного обслуживания. Эти агентства полностью обеспечили прием заявок с мест погрузки в электронном виде. С крупными предприятиями были заключены договоры об электронном обмене данными в системе Электронной ТРАнспорной Накладной (ЭТРАН). Это позволило сократить время подачи и согласования заявок на перевозку грузов, оформления накладных, и как следствие всего этого, значительно уменьшить простой вагонов под грузовыми операциями.
В ходе форума Кунаева предложила, чтобы существующие наработки стали некоторым унифицированным продуктом, который можно было бы тиражировать в другие точки. “Я понимаю, что местные условия накладывают свой отпечаток, - сказала она. - Но все-таки есть некоторый общий принцип, когда это информационное взаимодействие становится если не юридически значимым, но хотя бы узаконенным, имеющим статус, который позволяет каждой из сторон быть в ответственном положении, иметь какие-то обязательства для упорядоченного взаимодействия между нами и портом”, - считает она .
В рамках этого предложения представители ОЖД отметили, что ОАО "Российские железные дороги" и "Росморпорт" создали совместное предприятие "Пултранс" в порту Усть-Луга. Вся обработка порта Усть-Луга полностью производится вновь созданной организацией. По словам железнодорожников, все эти вопросы в ближайшее время будут “обкатываться на на новом созданном полигоне и уже в течение следующего года будет сделано несколько шагов вперед”.
Порт и железная дорога на сегодняшний день видят одну и ту же ситуацию взаимообразно. Как отмечали на форуме представители ОЖД, с конца 2005 года по просьбе железной дороги, как и по просьбе порта, есть возможность переставить судно, как удобнее одной из сторон. Порт со своей стороны может попросить завезти груз на определенный причал. Кроме того, разработанная совместная технология установила 16-часовые периоды, по которым планируется работа. На сегодняшний день эта технология отрегулирована. За 6 лет – тот период, когда на ОЖД велась работа по организации работы на погранпереходах, - удалось добиться ускорения обработки документов по импорту. По экспорту на сегодняшний день пока только организована предварительная информация от таможенного комитета на подходах к станции пограничной от станции участковых сортировочных, на которых эти поезда имеют остановку. Если поезд прошел ее без остановки, то такой информации таможенные комитеты сегодня не имеют.
По материалам “ II международного Петербургского транспортно-логистического форума”