За последние несколько лет российская судостроительная отрасль стала значительно более диверсифицированной. Доминирование на рынке ОСК все более ослабляется, между тем активность независимых верфей растет.
Рыночный ветер подул в частные паруса
Когда в 2007 году было учреждено ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), на судостроительном рынке России сильных независимых производителей было немного. «Объединенная промышленная корпорация» вскоре обанкротилась, а ее предприятия (Балтийский завод, Северная верфь, ЦКБ Айсберг) были включены в ОСК, причем этот процесс сопровождался скандалами и судебными тяжбами.
Пока ОСК, будучи государственной корпорацией, занималась спасением предприятий, доведенных до плачевного состояния прежними собственниками, а также погрязала в кадровой чехарде с постоянной сменой руководства и менеджмента, независимые верфи становились на ноги и осваивали новые рыночные ниши.
Например, с 2011 года на ОАО «Зеленодольском заводе имени А.М. Горького» (Татарстан) реализуется масштабная программа технического перевооружения. В ее рамках проводится модернизация производственных линий, обновление оборудования, станочного парка, а также внедрение новых методов организации работы и управления. Завод освоил строительство скоростных пассажирских теплоходов проекта А145, нефтеналивных танкеров проекта RST25, серии противодиверсионных катеров «Грачонок» и малых ракетных кораблей проекта 21631, а также фрегатов проекта «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама по линии военно-технического сотрудничества. Рассматривается проект создания судостроительного кластера на основе совместного использования производственного и научно-технического потенциала ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро».
Активно развивается и предприятие «Окская судоверфь» (Нижегородская область), входящая в холдинг UCL. На верфи в период с 2011-2016 годов было построено 37 судов, включая 10 сухогрузов серии RSD44, 12 танкеров серии RST27, 3 катера проекта ST23WI, 1 универсальный бункеровщик проекта 92800, 1 пожарный буксир проекта TG-17 для ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», 1 катер проекта 21270 для Министерства обороны Российской Федерации, а также ряд других судов.
Также можно отметить судостроительный завод «Пелла» (Ленинградская область). Завод ввел в эксплуатацию новую производственную площадку, приобрел немецкую верфь Sietas, имеет собственное конструкторское бюро, а также намерен инвестировать в модернизацию крымского завода «Море». Таким образом, на базе этого небольшого завода вырастает сильный игрок.
Частная «Озерная верфь» (Ленинградская область) также добилась успехов, расширив линейку продукции и начав поставки катеров специального назначения для различных государственных структур. В близких сегментах активно работают заводы «Вымпел» и «Алмаз».
Еще один пример: «Невский судостроительный завод», на котором на днях было спущено судно «река-море» плавания проекта RSD49 «ЖIБЕК ЖОЛЫ», строительство которого осуществляется по заказу ТОО «KTZ Express Shipping» (Казахстан).
Можно приводить и другие примеры, однако очевидно, что в последние несколько лет независимые от ОСК судостроительные предприятия и холдинги значительно продвинулись на рынке, осваивая и госзаказ (в т.ч. гособоронзаказ) и экспортные направления.
Что касается ОСК, то она в большей степени сконцентрировалась на выполнении наиболее крупных и стратегических заказов, таких как строительство мощных ледоколов, арктических судов-снабженцев, морских платформ, военных кораблей и подлодок и т.д. Правда, входящие в состав ОСК предприятия (например, «Красное Сормово», «Лотос») также активно строят суда река-море плавания.
В то же время, и на поле крупнотоннажного судостроения вскоре появится альтернатива в лице судостроительного комплекса на базе дальневосточного завода «Звезда», строящегося консорциумом инвесторов из числа нефтегазовых компаний и связанных с ними структур. При этом лидер консорциума – компания «Роснефть», приобрела ЦКБ «Лазурит», наладила отношения с иностранными отраслевыми компаниями, планирует создавать в Мурманской области собственную судостроительно-судоремонтную базу. Таким образом, в скором времени мы можем увидеть на рынке новый мощный судостроительный холдинг, который, скорее всего, будет стараться войти в различные рыночные ниши.
Успехи развития независимых от ОСК судостроительных компаний связаны, на наш взгляд, со старением флота и пониманием судовладельцами необходимости его срочного обновления, государственной поддержкой, стимулирующей размещение заказов на отечественных верфях, появлением новых проектов судов, разработанных с учетом российской действительности, выросшим объемом госзаказа. В последние два года к этому добавилось положительное влияние от ослабления курса рубля.
Виталий Чернов.