1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Росморпорт подвел итог

24 мая 2007   16:26

Росморпорт подвел итог

В Санкт-Петербурге состоялось выездное заседание руководителей ФГУП «Росморпорт» и директоров филиалов, на котором обсуждались основные итоги деятельности предприятия в 2006 году, а также планы на 2007 год и ближайшую перспективу. ИАА «ПортНьюс» публикует информацию пресс-службы Министерства транспорта об этом заседании.

 

 

Критический взгляд

Во вступительном слове генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Юрий Парфенов подчеркнул, что итоги деятельности предприятия необходимо рассматривать в контексте выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации и на совместном заседании Президиума Государственного Совета и Морской коллегии при Правительстве РФ. По предложению Парфенова обсуждение результатов работы предприятия и его филиалов носило критически-проблемный характер, учитывая тенденции ухудшения финансово-хозяйственного положения ряда филиалов.

 

В центре внимания, безусловно, остаются проблемы, связанные с повышением эффективности функционирования предприятия, качества управления издержками филиалов в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности. В условиях снижения темпов роста показателей грузооборота через морские порты, в целом финансово-хозяйственные результаты работы ФГУП «Росморпорт», по мнению Парфенова, дают основание считать 2006 год довольно сложным и напряженным, но, в то же время, отмеченным позитивными тенденциями в понимании проблем деятельности филиалов и предприятия в целом.

 

Почти 100 миллионов прибыли

Выручка, полученная предприятием по основным видам деятельности, за 2006 год составила свыше 7,65 млрд. руб., чистая прибыль - 93,8 млн. руб., общая рентабельность - 1,2%. Основную долю выручки сформировали портовые сборы, которые составили 86% от общей выручки предприятия. Вместе с тем, как было отмечено, оценка структуры и размеров ставок сборов с судов, утвержденных еще в 1995 году, показывает их несоответствие в настоящее время объективно складывающейся капиталоемкости и затратности портовых услуг, за которые они взимаются. По сути, их несовершенство выступает в определенной мере фактором нестабильности перспективного развития морских портов. Разрабатываемое в настоящее время Федеральной службой по тарифам (ФСТ) России новое положение о ставках портовых сборов с судов в морских портах должно скорректировать их величину таким образом, чтобы они учитывали интересы, как потребителей, так и производителей соответствующих услуг в морских портах, за которые взимаются сборы.

 

Тем не менее, даже в этих условиях плановые показатели, установленные программой деятельности ФГУП «Росморпорт» на 2006 год на реконструкцию, модернизацию, строительство и проектирование в морских портах, выполнены. Инвестиционная активность предприятия, в сравнении с 2005 годом, демонстрирует тенденции роста. При этом федеральной адресной инвестиционной программой на 2006 год на реализацию Федеральной целевой программы (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» (подпрограмма «Морской транспорт») было предусмотрено государственных капитальных вложений в объеме почти 6 млрд. руб. на строительство объектов портовой инфраструктуры, по которым Росморпорт выступает заказчиком-застройщиком.

 

По мнению Парфенова, предприятием созданы необходимые предпосылки для выполнения поставленных в решениях Госсовета и Морской коллегии задач по развитию портовой инфраструктуры.

 

Затратные ледоколы

В сфере эксплуатации служебно-вспомогательного флота основная финансовая нагрузка предприятия приходится на поддержание в надежном техническом состоянии ледокольного флота. Общие затраты на эксплуатацию и ремонт ледоколов составили 1,46 млрд. руб., однако ввиду несоответствия размера ледокольного сбора фактическим экономически обоснованным расходам, дефицит средств на указанные цели составил свыше 470 млн. руб., который предприятие вынуждено покрывать за счет перекрестного субсидирования ледокольных проводок за счет иных видов портовой деятельности.

 

На совещании было подчеркнуто, что учитывая государственную значимость обеспечения круглогодичной навигации в морских портах России, предприятие реализует программу обновления ледокольного флота. По заказу ФГУП «Росморпорт» осуществляется строительство двух дизель-электрических ледоколов, суммарной стоимостью свыше 5 млрд. руб. 25 мая на ОАО «Балтийский завод» состоится спуск на воду одного из двух ледоколов – «Москва», который до конца года планируется запустить в эксплуатацию. На осень запланирован спуск на воду второго ледокола этого типа – «Санкт-Петербург».

 

Вместе с тем, по оценкам экспертов, для обеспечения в зимнюю навигацию ледокольной проводки судов в российских портах и на трассах морских путей необходимо дополнительное строительство 18 вспомогательных и портовых ледоколов в период с 2007 г. по 2015 г., чтобы возместить выбывающие из эксплуатации ледоколы.

 

 

Паромами в Калининград

Руководителем предприятия отмечено, что в рамках поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации задач по созданию надежного морского паромного сообщения с эксклавной территорией Калининградской области, ФГУП «Росморпорт» осуществляется необходимый комплекс организационно-технических мероприятий. После детального анализа рынка существующих морских паромов был приобретен за счет собственных и заемных средств ж/д паром «Балтийск». Однако один паром не сможет полностью снять проблему обеспечения транспортной независимости Калининградской области. Завершаются переговоры по поставке на линию второго однотипного парома. Вместе с тем, учитывая потребность в создании условий для устойчивой работы линии на данном транспортном направлении, необходимо иметь четыре-шесть паромов. Одновременно на первоначальном этапе работы линии необходима поддержка государства путем решения вопроса с субсидированием невозмещаемых убытков операторам от эксплуатации паромов и паромных комплексов в Усть-Луге и Балтийске.

 

Опыт практической эксплуатации предприятием пассажирского автопарома «Георг Отс», свидетельствует о том, что объем годовых невозмещаемых убытков предприятия от эксплуатации парома составляет около 260 млн. руб. Возможным решением по выходу из этой трудной финансовой ситуации может быть, озвученное предложение об установлении нулевой ставки по налогу на имущество паромных комплексов и паромов Российской Федерации.

 

Земельный вопрос

В сфере земельных отношений предприятием осуществляются значительные усилия, направленные на оформление необходимой документации на земельные участки, занимаемые объектами недвижимости. Ранее, годами не решаемые проблемы в этой области, предприятие старается максимально оперативно устранить, в т.ч. за счет собственных средств. В настоящее время сформирована необходимая землеустроительная документация и заключено 169 договоров аренды земельных участков. В течение 2007-2008 годов ФГУП «Росморпорт» планируется оформить права на земельные участки под более 800 объектами недвижимого имущества, переданными в хозяйственное ведение предприятия.

Участники совещания выразили надежду, что после соответствующих решений, принятых на совместном заседании президиума Госсовета и Морской коллегии, оформление земли под существующими объектами прибрежно-портовой инфраструктуры и для целей перспективного развития будет осуществляться более эффективно и с минимальными временными затратами.

 

 

Связующее звено

В заключение, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» отметил необходимость комплексного развития всего спектра направлений деятельности предприятия в морских портах. Учитывая уникальное положение ФГУП «Росморпорт», как связующего звена между государством и частным бизнесом, предприятие может стать эффективным партнером всех участников портового бизнеса при реализации различных проектов государственно-частного партнерства, направленных на развитие портового комплекса страны. Участники совещания ознакомились с работой порта Санкт-Петербург, а также с ходом строительства и перспективами развития морского пассажирского терминала на Васильевском острове с учетом участия ФГУП «Росморпорт» в строительстве объектов федеральной собственности.