Представитель топ-менеджмента ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) Сергей Челядин, возглавлявший с 2005 по 2009 годы ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», в начале 2016 года вернулся в портовую отрасль в должности управляющего директора ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (ООО «УПК», порт Усть-Луга). О том, какими он увидел морские порты после 6 лет работы «на берегу», о перспективах стивидорных компаний Сергей Челядин рассказал в интервью ИАА «ПортНьюс».
- Сергей Валентинович, Вы отсутствовали в портовом секторе около 6 лет. Что Вы делали эти годы и почему решили вернуться в отрасль?
- Деятельность Группы НЛМК, с которой я работаю достаточно давно, распространяется на целый ряд отраслей, в том числе, металлургию, добывающую промышленность, транспорт. В каждом из проектов группы существуют свои периоды их реализации, а также очерчена целесообразность пребывания в них того или иного менеджера. Если ты решаешь одни задачи, перед тобой ставят другие.
Меня направили на новый самостоятельный проект – строительство завода по производству гильз, расположенном в особой экономической зоне города Липецка. Я возглавлял этот проект примерно 4,5 года - с момента его организации и до выхода завода на заданные производственные показатели. К концу 2015 года завод вышел на производственную мощность порядка 200 млн штук гильз в год. Это третий по объему производства отраслевой показатель после итальянских и французских производителей.
Задачи, поставленные передо мной, я выполнил, проект завершил. Не скрою, я хотел вернуться к деятельности, связанной с морем. И так сложилось, что руководством было принято управленческое решение, в результате которого меня назначили управляющим директором Универсального перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга.
- Какой Вы нашли портовую отрасль по возвращении?
- Российские морские терминалы активно развиваются, за последние годы бизнесменами и руководством отрасли сделан большой скачок в этом направлении. Сейчас можно смело сказать, что тот потенциал, о котором мы 10-12 лет назад только говорили, реализован. Появились новые портовые объекты, внедрены новые технологии перевалки грузов, динамика роста грузооборота российских портов положительная и устойчивая.
Конечно, больше всего перемены затронули контейнерный рынок и сферу Ro-Ro перевозок. Поэтому, на мой взгляд, сегодня многое зависит от руководителей морских терминалов, прежде всего, от их оперативного реагирования на малейшие изменения рынка.
Вместе с тем, я уверен, что тот производственный потенциал, который сегодня заложен в морских портах Финского залива, будет реализован, возможно, в ближайшие 5-7 лет. Инвестиции, вложенные в строительство новых портовых комплексов, будут возвращены.
- Как оцениваете появление порта Бронка?
- Инфраструктурные проекты имеют длительный по времени период реализации. Безусловно, когда появилась идея создания этого порта, авторы идеи ориентировались на рефгрузы. Соответственно и конфигурация терминала направлена на это. Сегодня существует проблема с этим видом грузов. Но это временное явление.
В той или иной мере порт будет востребован.
- На терминале УПК ведется перевалка угля. Это несколько отличается от вашей деятельности ранее в ОАО «Морской порт СПб»?
- Я вам напомню, что на Четвертом районе порта ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» некогда производило перевалку угля. Приобретение управляющей компанией актива в Усть-Луге было связано с выносом экологически грязных видов грузов за территорию Санкт-Петербурга.
В 2015 году объем перевалки на УПК составил 4 млн 200 тыс тонн грузов, преимущественно это уголь на экспорт. Это значительные успехи для терминала.
Мы планируем в 2016 году сохранить перевалку грузов примерно на том же уровне, но увеличить количество обрабатываемой импортной марганцевой руды со 120 тыс. тонн в 2015 году до 300 тыс. тонн по итогам нынешнего года. Марганцевая руда поступает в Россию из ЮАР и используется в черной металлургии для создания сортового проката.
В экспортном направлении УПК осуществляет только перевалку угля. У нас длительный контракт с нашими хорошими партнерами – компанией СУЭК.
- С развитием других портов Северо-Запада, как УПК видит свою роль? Можете назвать ваши конкурентные преимущества на перспективу?
- У нашего порта есть достаточно сильные преимущества. В их числе - обеспеченность развитыми ж/д подходами, значительные глубины, неплохие климатические условия, которые позволяют осуществлять отгрузку практически круглогодично без применения ледокола.
Безусловно, работая сегодня в основном с углем, мы потенциально рассматриваем перспективы грузозамещения. Но пока никаких реальных предпосылок к такому замещению со стороны нашего основного клиента нет.
Не всегда, на мой взгляд, крупным грузовладельцам надо покупать собственные портовые активы. Безопасность перевалки и транспортировки может быть обеспечена и другими способами, с привлечением сторонних компаний, зачастую это бывает более эффективно.
- Владельцы угольных терминалов вкладывают много средств в улучшение экологии и совершенствование технологических процессов. Что делается на УПК в этой связи?
- Безусловно, такие программы у нас существуют. Надо понимать, что в UCL Holding новые терминалы строятся с учетом современных экологических требований, что в полной мере относится и к УПК. Проектом, строительными решениями и технологиями закладываются такие производственные линии, которые обеспечивают соответствие современным экологическим стандартам. У нас на терминале работает система пылеулавливания, очистки сточных вод, орошения.
Что касается сложных технологических решений, таких как установка вагоноопрокидывателей и вагоноразмораживателей, то хочу подчеркнуть, что наш терминал является, что следует из его названия, универсальным терминалом, предназначенным для перевалки не только угля, но и других генеральных грузов.
Автоматизация специализированных угольных терминалов, предполагает узкоспециализированную технологию, заточенную под перевалку угля с использованием целого ряда дорогостоящего оборудования, в том числе по работе с вагонами.
У нас простая классическая схема выгрузки угля из вагонов. Но она устраивает наших клиентов и позволяет оперативно реагировать на рынок.
Сегодня у нас закуплены и используются совершенно новые манипуляторы, которые даже в зимний период оказывают меньшее воздействие на стенки вагонов, они более мощные, адаптированные к телу вагонов. Бывают, конечно, повреждения, но они не столь существенные.
- Существует ли программа дальнейшего развития УПК?
- Безусловно, мы рассматриваем планы по развитию как самого терминала, так и спектра наших услуг на нем.
Сегодня завершен этап реализации проекта УПК, позволяющий обеспечить перевалку в объеме 4,5 млн тонн грузов в год. Следующий этап – 6 млн тонн в год. Думаю, этот проект может быть реализован в ближайшие 2-3 года.
Беседовала Надежда Малышева.