Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин поддержал идею создания органа, который комплексно отвечал бы за Северный морской путь. В то же время функции этого органа остаются не вполне ясными и на этот счет уже поданы десятки совершенно различных предложений. Также есть мнение, что в создании новой структуры вообще нет необходимости.
Не Администрацией единой…
В настоящее время функционирует Администрация Северного морского пути, подведомственная Федеральному агентству морского и речного транспорта, которая выдает разрешения на плавание судов по Севморпути, удостоверения лоцманам, осуществляет мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки, занимается согласованием установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ, содействует в организации проведения поисковых и спасательных операций. Другими словами, Администрация занимается техническими вопросами, преимущественно касающимися безопасности мореплавания по Севморпути.
По мнению заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина, этого, тем не менее, недостаточно для развития потенциала северного пути. «Нужно поставить задачу более широко, нам нужна администрация, которая будет доказывать преимущества Севморпути. Севморпуть будет мертв, если не будет инфраструктуры подвоза к портам. Грузы есть на Урале, в Сибири, но подвезти их на Север крайне тяжело. Этим должны заняться какие-то правильные люди… У всего должен быть свой хозяин. Период отсутствия хозяина привел к появлению множества хозяев - теперь у нас много желающих выступить в качестве оператора Севморпути… Должен быть один оператор - он должен решать как оборонные, так и гражданские задачи на Севморпути», - сказал Дмитрий Рогозин в ходе международного форума технологического развития «Технопром-2016» в Новосибирске.
В этом выступлении цели и задачи предполагаемого «хозяина Арктики» были обозначены довольно размыто, однако суть идеи, по-видимому, состоит в создании некой организации или органа, который занимался бы продвижением Северного морского пути, привлечением на него грузовой базы, координацией деятельности заинтересованных структур и организаций, возможно, определением размеров сборов и тарифов (за ледовую и лоцманскую проводку и т. д.). Эта идея похожа на ту, которая лежит в основании создания министерства по делам Дальнего Востока и по делам Крыма (ныне последнее упразднено).
Хозяин – барин?
Действительно, желающих занять данную нишу оказалось немало. По данным «ПортНьюс» предложений, признанных обоснованными рабочей группой при Госкомиссии по Арктике, насчитывается 67. Поэтому до сих пор нет единого мнения о том, в каком виде будет организован вышеупомянутый «хозяин» - будет ли это министерство, федеральное агентство, государственное или казенное предприятие или некая корпорация.
Что касается задач, которые придется решать новому «хозяину», то среди них, в первую очередь, выделяется обеспечение бесперебойных перевозок военных грузов, грузов Спецстроя России и грузов в рамках Северного завоза (около 800 тыс. – 1 млн тонн в год). По оценкам, их объем к 2030 году возрастет в 3 раза. По словам Дмитрия Рогозина, единый «хозяин» Севморпути должен заниматься как потребностями военных, так и гражданских организаций. Если говорить об этих государственных грузах, то с их доставкой в Арктику существует проблема отсутствия единой тарифной политики. Например, зачастую груз приходится выгружать на необорудованное побережье или припай, а госзаказчик требует представить обоснование стоимости такой операции, аналогов которой нет. В условиях отсутствия утвержденных государством тарифов с этим возникают сложности. Поэтому одной из задач «хозяина» может стать утверждение таких тарифов. Кто их будет разрабатывать – «правильные люди», Минтранс или Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – отдельный вопрос. Другой задачей в сфере завоза государственных грузов в Арктику может стать координация логистики с целью оптимизации загрузки судов.
Помимо государственных грузов по Севморпути будут перевозиться на экспорт грузы с арктических проектов – сжиженный природный газ, нефть, металл (Ямал-СПГ, Арктический терминал, Норникель и др.). Также имеется небольшой объем транзитного грузопотока, который в перспективе может возрасти. Коммерческие грузы уже имеют своих перевозчиков и логистику. Вряд ли им нужна некая надстройка, которая будет управлять их бизнесом. Поэтому в этом случае необходим не оператор, а координатор перевозок.
Также давно муссируется идея вывода на Северный морской путь грузов из промышленных регионов Урала, Сибири и грузопотоков с Транссиба и БАМа, в частности, через порт Сабетта, который может стать многофункциональным. Ранее о необходимости вывода грузопотоков с Транссиба и БАМа в Сабетту говорил президент России Владимир Путин >>>>
Для вывоза грузов сухопутным путем в Арктику, однако, необходимо реализовать проекты железнодорожных подходов – Северный широтный ход и Белкомур. По словам Дмитрия Рогозина, при этом проект «Белкомур» более затратен и осуществить его возможно, пожалуй, лишь с привлечением иностранного инвестора. В настоящее время принципиальную заинтересованность в нем высказали инвесторы из Китая, однако реализовать эти проекты все же невозможно без участия промышленных корпораций Сибири и Урала, полагает чиновник. По словам Дмитрия Рогозина поручения, касаемые привлечения соответствующих компаний, уже даны.
Будет ли заниматься «хозяин Севморпути» вопросами привлечения грузопотоков из других регионов страны и координировать создание соответствующей инфраструктуры – отдельный вопрос.
По мнению правительства Камчатского края, новая структура должна быть наделена правом законодательной инициативы, однако не все эксперты поддержали эту идею.
По мнению других, особой надобности в ее создании вообще нет, поскольку все вышеописанные задачи можно решать в рамках уже существующих структур, такие как Минтранс, правительства регионов, Госкомиссия по Арктике, ФАС и т.д. Их координатором может выступать та же Госкомиссия по Арктике.
Таким образом, на настоящий момент идея создания единого органа, который взял бы на себя функции регулятора развития Севморпути, находится на ранней стадии. Что из нее выйдет сказать очень сложно. Главное, чтобы ее создание не возымело обратного эффекта и не оттолкнуло потенциальных инвесторов, грузоотправителей и операторов дополнительными административными барьерами, монополизацией и бюрократией.
Виталий Чернов.