Холдинговая компания “Новороссийский морской торговый порт” (НМТП) планирует в течение ближайших трех лет увеличить совокупный грузооборот почти на 35% - до 110 млн. тонн в год. Способствовать этому должна реализация целого ряда инвестиционных проектов компании общей стоимостью не менее $700 млн.
Реализация инвестиционной программы холдинга НМТП позволит увеличить к 2010 году грузооборот порта с 75 млн. тонн в год до 110 млн. тонн в год, что потребует развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку грузов. Об этом в ходе международного форума “Торговля нефтепродуктами в Азово-Черноморском регионе” сообщил корреспонденту ИАА “ПортНьюс” генеральный директор ОАО “Новороссийский морской торговый порт” Игорь Вилинов. Данная задача решается в рамках проекта совместно с Министерством транспорта РФ, ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) и Администрациями Краснодарского края и города Новороссийск. Результатом проекта станет увеличение пропускной способности Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), что позволит доставлять железнодорожные грузы в адрес станции “Новороссийск” в объеме до 50 млн. тонн в год. Также планируется увеличение пропускной способности автомобильных дрог Новороссийского Транспортного Узла, что позволит обработать до 7 млн. тонн в год грузов, доставляемых автотранспортом. Кроме того, ожидается автоматизация логистических процессов в регионе.
Инвестиционные проекты: | Объем инвестиций, млн. долл. |
Реконструкция причала №1 площадка А, капитальный ремонт причала №1 площадка Б и капитальный ремонт технологического оборудования нефтегавани “Шесхарис”. | 109 |
Создание перегрузочного комплекса для темных нефтепродуктов пропускной способностью 5 млн. тонн в год с реконструкцией пристани №4 (Причалы 25, 25А, 25Б). | 105 |
Увеличение пропускной способности контейнерного терминала. | 66 |
Строительство зернового терминала пропускной способностью 3,6 млн. тонн в год с реконструкцией причалов №23 и №24 (пристань №3). | 97 |
Строительство 2-й очереди Комплекса по перевалке для сухих минеральных удобрений на Восточном районе порта. | 34,9 |
Увеличение перевалки лесных грузов. | 11,2 |
Увеличение объемов бункеровочных услуг ОАО “Флот НМТП” в порту Новороссийск. | 28 |
Проекты в разработке: |
|
Строительство комплексов по перевалке импортного глинозема и первичного алюминия на территории ОАО “Новороссийский судоремонтный завод”. |
|
Строительство терминала по перевалке жидкой серы |
|
Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Новороссийского транспортного узла. |
|
Общая сумма инвестиций: | 700 |
Реконструкция и капитальный ремонт нефтерайона “Шесхарис”
Нефтеналивной терминал ОАО “НМТП” обеспечивает перевалку до 30% экспортной нефти России, отгружаемой через морские терминалы. Основной причал терминала был построен в 1978 году и эксплуатируется без капитального ремонта в течение 28 лет. Реализация проекта реконструкции позволит восстановить экспортные мощности порта и сохранить существующие объемы перевалки сырой нефти, а в случае увеличения пропускной способности трубопроводной системы ОАО “Черномортранснефть” - увеличить объемы перевалки нефтегрузов на 15 млн. тонн в год/
Проект предполагает выполнение двух взаимосвязанных этапов работ: реконструкция причала №1 (строительство площадки “А”), а также реконструкция и капитальный ремонт основного технологического оборудования нефтерайона “Шесхарис”. Новая грузовая площадка позволит принимать и обрабатывать танкеры дедвейтом от 80 тыс. до 150 тыс. тонн, в том числе суда класса AFROMAX.
Проект является масштабным по объемам работ и стоимости инвестиций. Необходимый объем инвестиций - $109 млн. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на февраль 2008 года. На 1 марта 2007 года освоено инвестиций на сумму 1 млн. 177 тыс. рублей. Общий объем выполненных по объекту работ составляет 65%. В частности, завершается разработка проекта “Реконструкция причала №1 (площадка “А”)” (освоено 13 млн. руб.), завершается разработка проекта “Реконструкция системы управления и учета нефти (RS-3)” (освоено 28 млн. рублей). Общая стоимость приобретенного оборудования ОАО “Черномортранснефть” - 1 млн. 75 тыс. рублей. Завершены предпроектные и проектные работы.
Создание перегрузочного комплекса для темных нефтепродуктов
Основной целью проекта является переориентация грузопотоков экспорта темных нефтепродуктов из стран Прибалтики и Украины на российские порты. В России существует дефицит мощностей для перевалки на экспорт темных нефтепродуктов, считают в НМТП. По этой причине значительная часть грузопотока уходит на терминалы Прибалтики и Украины. “Рентабельность поставок через порты России остается выше за счет разницы в железнодорожных тарифах”, - отметил в беседе с корреспондентом “ПортНьюс” Игорь Вилинов. Проект перегрузочного комплекса для темных нефтепродуктов предусматривает создание на вновь приобретаемой территории ОАО “Комбинатимпортпищепром” мощностей по приему, временному хранению, накоплению судовых партий и отгрузки на суда темных нефтепродуктов.
Перегрузочный комплекс позволит экспортировать до 5 млн. тонн мазута в год. Необходимый объем инвестиций – $104,5 млн. Срок реализации проекта - 1,5 года. Текущая стадия реализации проекта – выполнение проектных работ.
Увеличение объёмов бункеровочных услуг ОАО “Флот НМТП”
Данный инвестиционный проект направлен на увеличение продаж бункеровочного топлива ОАО “Флот НМТП” в порту Новороссийск со 130 тыс. тонн в 2006 году до 600 тыс. тонн в 2007 году. То есть, по словам Вилинова, планируется увеличение доли рынка ОАО “Флот НМТП” с 13,7% в 2006 году до 60% в 2007 году.
В рамках проекта будет построен комплекс по перевалке бункеровочного мазута и дизельного топлива, позволяющего принимать с железнодорожного транспорта, накапливать, хранить и отгружать на причал нефтепродукты в объёмах до 600 тыс. тонн в год. Также планируется реконструкция причала 26 А ОАО “НМТП” с целью организации погрузки топлива (мазут и дизель) на суда-бункеровщики. Технология, применяемая на терминале, позволит доставлять бункеровочное топливо непосредственно на причал по трубопроводу (без использования автоцистерн). Технологическое оборудование, используемое на терминале, обеспечивает безопасный прием и отгрузку нефтепродуктов в порт. “Перевалка мазута в портах является стабильным и высокодоходным бизнесом на рынке стивидорных услуг”, - добавил Вилинов.
Увеличение объемов перевалки лесных грузов ОАО “Новорослесэкспорт”
Новороссийский порт является самым крупным игроком на рынке перевалки обработанных лесоматериалов, фанеры, ДВП и прочих грузов (доля 67% по этим грузам). При этом порт практически не участвует в перевалке топливной древесины и не обработанных лесоматериалов. Основной целью реализации проекта является увеличение объемов перевалки лесных грузов в Новороссийском порту через терминал “Новорослесэкспорт” с 2 млн. 200 тыс. до 3 млн. куб. метров, что составит около 70% рынка перевалки лесных грузов в Черноморо-Азовском бассейне. На период строительства действующий терминал не прекратит работу.
Необходимый объем инвестиций - $11,2 млн. В настоящее время завершены проектные работы, организовано финансирование, в том числе за счет кредита ОАО “Сбербанк РФ”. Приобретен весь необходимый для работы технологический транспорт. Общий объем выполненных работ по проекту составляет 85%. Ввод терминала в эксплуатацию – апрель 2007 года.
Строительство II очереди комплекса по перевалке сухих и минеральных удобрений в Восточном районе порта
В целях получения полноценного и эффективно работающего комплекса для перегрузки сухих и минеральных удобрений в проекте II очереди комплекса по перевалке сухих и минеральных удобрений в Восточном районе порта предусмотрено создание ряда новых объектов. В том числе строительство хребтового склада временного хранения азотно-фосфорных удобрений, емкостью 90-100 тыс. тонн. Также проектом предусмотрено проведение модернизации существующего оборудования I очереди Терминального комплекса. Новые объекты образуют единый специализированный перегрузочный Терминальный комплекс для сухих минеральных удобрений, который наряду с существующими, будет включен в общую транспортно-перегрузочную систему порта.
Софья Винарова