О перспективах развития транспортного обеспечения Арктической зоны Российской Федерации в части судостроительной промышленности в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Владимир Никитин.
- Владимир Семенович, расскажите, пожалуйста, чем отличаются работы по проектированию судов для Арктики от других проектных работ?
- Работа на континентальном шельфе замерзающих морей Арктики предполагает создание высокотехнологичных и уникальных плавсредств и морских сооружений. При этом необходимо особо выделить две ключевые группы судов и плавучих средств: для обустройства и освоения месторождений и для транспортного обеспечения арктического региона. Поскольку в мире практически не существует судов и морских технических средств для эксплуатации в экстремальных природно-климатических условиях, характерных для российской Арктики, для их создания необходимо выполнение специальных требований и комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработки принципиально новых проектов судов и соответствующей подготовки производства заводов. Именно на создание подобных уникальных продуктов в первую очередь нацелена отечественная судостроительная наука и промышленность.
Осознавая всю важность поставленных задач, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на протяжении многих лет осуществляет научно-техническое руководство и сопровождение проектирования, постройки, эксплуатации судов и морской техники. Центром накоплен большой научно-технический потенциал, который продолжает развиваться с учетом импортозамещения.
- Какие первоочередные задачи стоят перед российскими проектантами в этом сегменте судостроения?
- С учетом новых масштабов задач применительно к созданию эффективных судов и морских сооружений для Арктики, необходима разработка ряда принципиально новых («критических») технологий создания и эксплуатации этой техники. Поэтому научно-технические подпрограммы, входящие в состав государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», нацелены именно на создание новых инновационных технологий арктического судостроения.
Эти подпрограммы разрабатываются как преемственные по отношению к федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы, которая близится к завершению, поэтому можно подвести некоторые итоги ее реализации.
Вся тематика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) данной Программы увязана с номенклатурой потребностей, обусловленных спросом ключевых заказчиков; в первую очередь я говорю о наших нефтегазовых компаниях. Целесообразность и актуальность выполнения конкретных работ фактически подтверждены обращениями заинтересованных организаций.
- С момента начала реализации ФЦП «Развитие гражданской морской техники» прошло уже более 6 лет. Какие практические результаты получены?
- Благодаря разработкам, выполненным в рамках данной ФЦП в 2009-2014 годах, обеспечено производство продукции суммарной стоимостью более 400 млрд руб.
Однако реальные масштабные результаты реализации Программы впереди. Сегодня мировой рынок судов в арктическом исполнении весьма скромен. На рынке средств для освоения морских месторождений практически отсутствуют отработанные технические решения и технологии, обеспечивающие надежное и безопасное выполнение работ в суровых условиях Арктики. Все эти задачи как раз решаются в рамках ФЦП.
Отмечу, что создание нового облика конкурентоспособной морской техники невозможно без проведения ОКР и НИР не только общепроектного плана, но и научных исследований и разработок в области прочности, гидродинамики, новых материалов, радиоэлектроники, энергетических установок и движителей. Нужна также разработка соответствующих производственных технологий и технологического оборудования.
Продолжение данных работ запланировано в государственной программе «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы».
Кроме того, по ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы Крыловским Центром в рамках направления «Новый облик» выполнен ряд концептуальных проектов практически по всей номенклатуре судов и объектов морской техники высокого ледового класса, подлежащих практической реализации в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Всего в части конечной продукции отрасли в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» разработано около 90 концептуальных и технических проектов.
- Крыловский Центр принимал участие в проектировании ледокольной техники. Какие проекты Вам представляются перспективными в этом сегменте?
По нашим проектам сейчас строится целый ряд ледоколов. Это проект 21900М – заказ на строительство трех дизель-электрических ледоколов этого проекта выполняет Выборгский судостроительный завод. В октябре первый ледокол в этой серии «Владивосток» был передан Заказчику в лице ФГУП «Росморпорт», на сегодняшний день 21900М является самым мощным в Российской Федерации дизель-электрическим ледоколом с возможностью преодолевать 1,5 метровый лед.
Мы проводили целый ряд исследовательских и проектных работ по новому атомному ледоколу типа ЛК-60Я проекта 22220, строительство которого ведется в настоящее время на ООО «Балтийский завод — Судостроение». Ледоколы этой серии будут оснащены системами электродвижения, разработанными филиалом Крыловского центра «ЦНИИ СЭТ».
Принимая во внимание прогнозируемого увеличения грузопотока на Северном морском пути ив Арктике, сейчас мы занимаемся разработкой проекта атомного ледокола-лидера нового поколения мощностью 120 МВт, логически развивающего технологии, достигнутые при создании ледоколов прошлых поколений. В рамках работ по этому ледоколу проработаны и варианты его создания в трехкорпусном варианте, что обеспечивает надежную проводку судов шириной до 60 м при повышенных показателях энергоэффективности. Эта инновационная технология запатентована и, по нашей оценке, будет востребована при развитии арктических систем вывоза углеводородов и росте грузопотоков, включая транзитные.
Кроме того, создан эскизный проект многофункционального атомного ледокола оффшорного типа. В основе проекта лежит концепция судна-унифицированной базовой платформы с едиными решениями по расположению оборудования, основных энергетических установок и систем, а также электроэнергетического оборудования и корпуса. Такой подход позволит сократить сроки и стоимость выполнения проектных работ, а также, в зависимости от требований заказчика, установить на судно любое необходимое оборудование.
Буквально недавно к нам на ледовые испытания приезжала большая делегация из ФГУП «Атомфлот» и они еще раз обозначили необходимость продолжения работ по разработке этих проектов. Спрос на новую ледокольную технику есть и здесь очень важно обеспечить непрерывный процесс создания такой техники под новые требования рынка. По моему мнению, необходимо уже в 2016 году приступить к разработке ледоколов нового поколения, с тем чтобы обеспечить готовность к строительству этих востребованных проектов к этапу завершения строительства серии атомных ледоколов ЛК-60Я.
Еще один проект из разработанных Крыловским центром, который хотел бы упомянуть - уникальный мелкосидящий ледокол Icebreaker6, способный при осадке 3 м преодолевать ледовое поле до 1.0-1.5м. Он может быть востребован как в мелководных районах Арктики, так и замерзающих бассейнах Азовского и Каспийского морей.
- А в сегменте транспортных судов для Арктики?
- По транспортным судам ледового плавания основной акцент был сделан на проработке тех типов, которые являются новыми для нашей промышленности. Это, в первую очередь, крупнотоннажные газовозы СПГ высоких ледовых категорий. Также Крыловским Центром проработаны суда-газовозы ледового класса для перевозки компримированного газа. Высока актуальность строительства арктического судна для работы в транспортной системе вывоза отработавшего ядерного топлива, в том числе с Билибинской АЭС. Результаты концептпроекта получили одобрение со стороны «Росатома».
- Какие еще Арктические проекты рассматривались Крыловским Центром? Мы с Вами еще не обсудили проекты буровых платформ.
- Большой объем работ выполнен Крыловским Центром по технике и судам для геофизических исследований.
Средства разведочного бурения также рассмотрены широко – применительно к условиям как мелководья, так и глубокой воды. Основной акцент в разработке средств и технологий разведочного бурения, как, впрочем, и для геофизических судов, – максимально возможное продление эксплуатационного периода в условиях короткой летней навигации.
Отдельно хотел бы сказать о разработанном Крыловским центром концептуальном проекте морского бурового судна высокого ледового класса Arc7 для эффективного выполнения поисково-разведочного бурения на акваториях, где сегодня не может работать ни одно из существующих в мире буровых судов. Нами разработана турельная система удержания, обеспечивающая разворот судна на 180° в зависимости от условий ветра и волнения и ледовой обстановки, что дает возможность в максимальной степени повысить надежность фиксации судна на точке бурения в ледовых полях. Судно обеспечивает возможность максимального продления бурового сезона в Арктике. Проработаны возможности импортозамещения основного функционального оборудования.
Большое количество концептуальных проектов выполнено по судам технического, обслуживающего и служебно-вспомогательного флота на арктическом шельфе. Это десятки типов судов, включая суда снабжения, краново-монтажные, трубоукладочные, обеспечения подводно-технических работ и др. По нашему проекту, например, сейчас строятся на Амурском судостроительном заводе два снабженца для компании «Газпромфлот».
Актуальным остается вопрос очистки арктических вод от затопленных военных радиоактивных объектов. Крыловский центр активно занимается решением и этой проблемы.
Беседовала Надежда Малышева.