13 июля 2015   08:00

Неслучайные люди


Мировой флот, на котором работают около 1,5 млн членов экипажей, обеспечивает перевозку порядка 90% всех грузов на Земном шаре. При этом, по данным Международной морской организации (ИМО), дефицит офицерского состава морского торгового флота в мире составляет порядка 40 тыс. человек. Проблемы нехватки кадров, учебного флота, необходимости повышения престижа профессии и многие другие в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова обсудили сразу пять руководителей ведущих вузов России в сфере морского и речного транспорта.

Одну из основных проблем образования в сфере морского и речного транспорта обозначил ректор Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ, Нижний Новгород) Игорь Кузьмичев: «Престиж профессии падает, конкурс снизился».

Для решения этих проблем вуз проводит большую профориентационную работу. «Мы работаем с морскими школами, морскими классами и, таким образом, поднимаем престиж отраслевого образования. Занимаемся тем, чтобы к нам приходили абитуриенты «больные» морем, так как вуз заинтересован в неслучайных людях», - сказал ректор ВГУВТ.

Солидарен с ним и ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ, Санкт-Петербург) Сергей Барышников, который отметил, что вузу необходимо принимать на обучение мотивированных абитуриентов, готовых к работе в море. По его словам, крупнейший отраслевой университет Северо-Запада также много работает со школами по различным направлениям. Так, с начала года учащиеся 200 школ посетили музей ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. Кроме того, преподаватели университета в составе агитбригад часто выезжают в другие города.

Пожалуй, подобных проблем не испытывает только Керченский государственный морской технологический университет (Крым, Керчь). По словам ректора вуза Евгения Масюткина, университет пользуется неизменной популярностью. Так, в прошлом году набор в вуз был самым большим за все годы.

«Город Керчь омывается Азовским и Черным морями, и так сложилось, что практически одни морские специальности позволяют получать достойную заработную плату в регионе», - пояснил Масюткин. Таким образом, проблема с профориентационной работой в вузе решается сама собой в силу того, что большинство молодых людей стремится связать свою судьбу с морем. При этом многие абитуриенты являются потомственными моряками, добавил он.

Помимо основных функций, в настоящее время Керченский университет занимается вхождением в правовое поле Российской Федерации, оформлением материальной базы и т.д., рассказал ректор.

В свою очередь, проблему престижа диплома для работы на внутренних водных путях (ВВП) поднял проректор по научной работе Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ, Москва) Олег Соляков. Данный вуз готовит не только кадры для отраслевых предприятий, членов экипажей морских судов, но и специалистов для работы на ВВП.

«В настоящее время существует востребованность кадров для работы на ВВП. Проблема заключается в том, что специалисты, имеющие морской и речной диплом, предпочитают морские суда и неохотно идут работать на речку по причине минимальной заработной платы», - пояснил Соляков.

Для решения проблемы МГАВТ плотно работает на международном уровне, сотрудничая с Международной Ассоциацией образования на внутренних водных путях (EDINNA). Совместно они разрабатывают критерии к подготовке экипажей на ВВП, приводя их в соответствие с европейскими.

«Если наши речные дипломы будут признаваться в Европе, то специалисты будут уходить туда. Поэтому российским судовладельцам нужно заранее задуматься о повышении заработных плат, тем самым привлекая наших выпускников», - подытожил проректор МГАВТ.

Мотивированные педагоги

Следующей общеизвестной проблемой практически всех российских вузов является нехватка профессорско-преподавательского состава (ППС).

Ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичев посетовал: «Многие имеющие степень преподаватели, к сожалению, находят более престижную работу и уходят из университета. Имея ограниченный ресурс, мы их бережем, стараемся мотивировать и оставлять в стенах вуза».

Так, ВГУВТ заключил договора с крупными судоходными компаниями, чтобы преподаватели проходили стажировку на судах в период летних каникул. «Таким образом, преподаватели обновляют морские дипломы, повышают квалификацию и зарабатывают. Эту линию мы будем вести и дальше, как один из вариантов мотивирования ведущих педагогов оставаться работать в вузе», - подытожил Кузьмичев.

В МГАВТ также знакомы с этими трудностями. «В силу территориального расположения академии в Центральной части России, привлечение ППС, отвечающего необходимым жестким требования, является большой проблемой. Мы вынуждены привлекать преподавателей с других регионов, предлагая достойную заработную плату и карьерный рост», - рассказал проректор МГАВТ Олег Соляков.

Необходимая плавпрактика

Особенностью подготовки плавсостава является необходимость прохождения плавательской практики и получения плавценза. Для этого российские вузы располагают пятью учебно-парусными судами (УПС): «Мир», «Надежда», «Паллада», «Седов», «Крузенштерн» и одним теплоходом «Профессор Хлюстин».

По мнению ректора Морского государственного университета им. Г.И. Невельского (МГУ, Владивосток) Сергея Огая, российский учебный флот нуждается в усилении.

Он напомнил, что к настоящему времени ЦНИИМФ (Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота) уже разработал проект самоокупаемого производственного учебного судна ледового класса.

«Концепцией проекта является строительство грузового судна с дополнительными пассажирскими функциями. Если появится такое судно, оно сможет быть постоянно загружено, а курсанты смогут проходить практику в том числе и в Арктике», - сказал Огай.

В свою очередь проректор МГАВТ Олег Соляков пояснил, что для рентабельности судна, его необходимо строить под определенную грузовую базу и для работы на определенной линии.

Однако сроков постройки такого судна пока нет, и финансирование не найдено.

На текущий момент Сергей Огай решает проблемы с плавпрактикой в своем вузе путем глубокого и конструктивного сотрудничества с крупными судоходными компаниями.

«Сегодня для МГУ таким стратегическим партнером является компания «Совкомфлот» (СКФ), благодаря которой встал в строй единственный учебный теплоход «Профессор Хлюстин». Также благодаря СКФ экипаж УПС «Надежда» имел достойный уровень заработной платы. Костяк экипажа парусника во главе с капитаном постоянен, и это во многом влияет на качество подготовки», - рассказал Огай.

Между тем, дальневосточный вуз планирует расширить масштабы этого взаимодействия путем разработки регламентов, согласно которым молодые специалисты будут привлекаться в аспирантуру и одновременно поддерживаться СКФ.

«Кроме того, лучшие члены экипажей СКФ будут масштабно вовлечены в обучение на борту судна, в том числе для того, чтобы стать наставниками», - сказал ректор.

Передовым в вопросах сотрудничества с судовладельцами является ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, который имеет соглашения с 15-ю иностранными судоходными компаниями. Среди судовладельцев, на флоте которых проходят практику курсанты вуза: «Совкомфлот», Северо-Западное пароходство, StenaLine, Teekay, Columbia Shipmanagement, FEMCO и др.

Подытоживая, отметим, что при соответствующей государственной поддержке российские вузы могут справиться с трудностями.  Вопросы морского образования включены в ФЦП «Развитие транспортной системы России» в подпрограмму «Морской транспорт». По мнению Сергея Огая, при реализации масштабных проектов, заложенных в программу, российские отраслевые вузы составят конкуренцию лучшим морским школам мира.

Маргарита Бабкова.

Фото Юлия Леоненко.