Резидентов послали в порт
В то время как предыдущие попытки создания портовых особых экономических зон не имели особого успеха, в России по поручению президента и правительства разрабатываются сразу два законопроекта: о свободном порте Владивосток и о свободных портах России. Первый касается конкретного региона, второй призван регулировать принципы функционирования свободных портов для всей страны.
Владивосток станет больше и свободнее
В России уже давно существует законодательство о специальных (особых) экономических зонах, в числе которых выделяются портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ). Однако ПОЭЗ, которые предполагалось создавать в Мурманской области и Хабаровском крае, так и не получили значительного развития, о чем более подробно мы писали ранее >>>>
После вхождения Крыма в состав России был принят закон о создании особой экономической зоны на полуострове, в котором предусматривалось предоставление особого статуса для портов полуострова – режима Свободного порта.
Ввиду особого внимания государства к развитию Дальневосточного региона, в декабре 2014 года президент России Владимир Путин в послании к Федеральному собранию выступил с инициативой предоставить Владивостоку статус Свободного порта с облегченным таможенным режимом. Минвостокразвития подготовило соответствующий законопроект, в котором, по предложению бизнес-сообщества, статус «свободного порта» распространялся не только на Владивосток, но и на другие порты региона, во избежание ситуации неравноправной конкуренции между ними.
В указанный Свободный порт должно войти 12-13 муниципалитетов, на территории которых разрешено использование лучших практик регулирования и контроля за перемещением грузов и пассажиров, возможность применения свободной таможенной зоны, безвизовый порядок для иностранных граждан, которые приезжают с деловыми и туристическими целями.
По большому счету речь идет о некоей территориальной особой экономической зоне, во многом аналогичной территории опережающего развития (ТОР), но со своими особенностями, например, в системе налогообложения. О различиях между ТОР и Свободным портом мы подробно писали ранее >>>>
Рамки свободы
Между тем, не один лишь Дальний Восток может нуждаться в особом правовом статусе для своих портов и припортовых территорий. Подобный статус может быть интересен, например, для Калининграда, Мурманска, Усть-Луги. Но каждому – по-своему. Поэтому министерству транспорта России было дано поручение заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича подготовить законопроект, который бы определял принципы Свободных портов для всей России.
Подготовленный министерством документ в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения. Он имеет рамочный характер, поскольку оставляет определение конкретных вопросов правительству России или отдельным законодательным актам.
Так, в пункте 3 Ст. 2 законопроекта указано, что «особенности регулирования правового режима конкретного свободного порта, применяемые в них меры государственной поддержки и порядок осуществления предпринимательской деятельности могут быть установлены отдельным федеральным законом». Например, в соответствии с пунктом 2 Ст. 20 законопроекта устанавливается, что «законодательством Российской федерации о налогах и сборах в отношении конкретного свободного порта и (или) лиц, работающих у резидентов свободного порта, могут быть установлены льготы по уплате налогов». Такая же возможность допускается в части понижения страховых взносов для резидентов Свободных портов, однако законопроект этого прямо, опять-таки, не предписывает.
При этом важно отметить, что вопросы таможенного регулирования относятся к Таможенному кодексу Таможенного союза и не могут определяться лишь национальным законодательством. Поэтому законопроектом определяется порядок применения в границах Свободного порта таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной соглашением о свободных экономических зонах Таможенного союза от 18 июня 2010 года. Применительно к данному соглашению Свободный порт предлагается трактовать как ПОЭЗ.
Кроме того, законопроект допускает достаточно широкий перечень видов деятельности, которые может вести резидент Свободного порта. К ним относятся не только все обычные портовые виды деятельности (строительство инфраструктуры, складирование, бункеровка и т.д.), но также судоремонт и производство, что важно для формирования припортовых индустриальных зон. Более того, правительство России или наблюдательный совет конкретного Свободного порта может дополнять данный перечень дополнительными видами деятельности по своему усмотрению. Последний, кстати, наделен довольно широкими полномочиями в определении конкретных условий работы и требований к резидентам: квотирование иностранной рабочей силы, определение исчерпывающего перечня требований к резидентам, включая определение мер государственной поддержки и т.д.
Подобный рамочный подход, на наш взгляд, позволит избежать ловушки универсальности требований к ПОЭЗ для всей страны и позволит в каждом случае «тонко настраивать» режим Свободного порта в соответствии с особенностями конкретного места его применения.
В этом смысле законопроект Минтранса не входит в противоречие с законопроектом Минвостокразвития и не дублирует его, поскольку последний касается лишь определенного региона и прописывает конкретику, соответствующую потребностям именно Дальнего Востока. Подобные же законы, конкретизирующие требования к Свободному порту, могут формулироваться для каждого отдельного региона. Законопроект «О свободных портах…» лишь закладывает принципы их функционирования и юридически закрепляет основные понятия.
Важно, однако, чтобы при всем этом не возникало путаницы в законодательстве ввиду параллельного существования законов об ОЭЗ, Свободных портах, ТОРах, Свободном порте Владивосток и пр.
Виталий Чернов.