Ямал по воде пишет
Нефтегазовые компании выходят на «финишную прямую» в реализации проектов освоения месторождений углеводородов на Ямале, «завязанных» на морскую транспортировку. В то же время освоение Ямала имеет множество рисков, к которым можно отнести снижение цен на нефть и газ, конкуренцию на рынке СПГ, зависимость от иностранного оборудования и глобальное потепление.
Китайские модули для российской Арктики
Проект добычи и сжижения газа «Ямал СПГ» предполагает строительство завода по сжижению газа общей годовой мощностью в 16,5 млн тонн. Его предлагается вводить тремя очередями, каждая из которых обеспечит сжижение по 5,5 млн тонн газа в год. Очереди будут поэтапно вводиться, соответственно, в 2017, 2018 и 2019 годах. Как рассказал в ходе IV международной конференции «Ямал Нефтегаз», организованной Vostock Capital в Салехарде (далее - Конференция), генеральный директор «Ямал СПГ» Евгений Кот, было принято решение строить завод по модульному принципу. По словам главы компании, основным преимуществом такого решения является отсутствие необходимости возведения объектов в суровых климатических условиях Ямала с привлечением большого количества рабочей силы, а также сокращение времени реализации проекта до 1,5 лет. При этом, тем не менее, возникают новые задачи, связанные с доставкой крупногабаритных модулей весом до 7,5 тыс. тонн и размерами до 30 м в длину, 30 м в ширину и 5 м в высоту каждый. Модули изготавливаются на восьми верфях в Азии, преимущественно в Китае, откуда будут транспортироваться до промежуточного места хранения в Зебрюгге (Бельгия) и далее в ямальский порт Сабетта, в котором они будут выгружаться на специально оборудованный причал и далее транспортироваться по специально укрепленной дороге к территории завода. На площадке завода они будут смонтированы на подготовленные основания. Общий вес модулей составляет около 450 тыс. тонн. Инжиниринговое обеспечение проекта обеспечивает компания Technip.
Как рассказал ИАА «ПортНьюс» в ходе Конференции первый заместитель директора по строительству «Ямал СПГ» Дмитрий Монаков, перевозчиками модулей выбраны судоходные компании COSCO и ZPMC-Red Box Energy Services. Отметим, что Red Box под проект «Ямал СПГ» будут дополнительно построены два специализированных судна ледового класса Arc7, резка металла для которых состоялась в ноябре 2014 года на китайской верфи Guangzhou Shipyard International (GSI). Дедвейт каждого из них составляет 28,5 тыс. тонн.
Первые модули должны быть доставлены на Ямал к осени 2015 года. Общая готовность проекта к концу 2015 года должна составить 45%.
По словам Евгения Кота, СПГ проекта уже законтрактован по долгосрочным договорам. Между тем, введение США санкций против России вынудили компанию искать альтернативные источники долгосрочного финансирования, при этом акционеры продолжают финансирование проекта на собственные средства и к настоящему времени вложили в проект более $9 млрд. Предполагается, что основной объем средств в будущем будет поступать из финансовых институтов Китая (порядка $15 млрд). Общая оценка капитальных вложений в проект составляет порядка $27 млрд.
Евгений Кот отметил, что санкции, в то же время, не отразились на поставках оборудования и предоставлении необходимых западных технологий.
Как рассказала ИАА «ПортНьюс» в ходе Конференции директор департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Юлия Чеботарева, в заявленных планах до 2025 года – строительство второго завода по сжижению природного газа на Ямале также мощностью до 16,5 млн тонн в год, который будет работать на ресурсной базе Салмановского и Геофизического месторождений. Конкретные сроки начала строительства, впрочем, будут зависеть от экономической конъюнктуры.
По мнению Евгения Кота, в районе порта Сабетта возможно создать целый «газовый хаб», способный отгружать до 70 млн тонн в год. «Имеющаяся ресурсная база позволяет создать мощности по производству СПГ до 70 млн тонн именно в районе порта Сабетта», - сказал глава компании.
Как, в свою очередь, сообщил журналистам в ходе Конференции губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, через порт Сабетта в будущем также могут перегружаться другие виды грузов, например, продукция металлургических компаний. Этому будет способствовать ветка Северного широтного хода на Сабетту, проект создания которой был согласован на днях на совещании в правительстве России.
Новая нефть Нового порта
Помимо «Ямал СПГ», месторождения Ямала с прицелом на морскую транспортировку осваивает и группа «Газпром». Так, «Газпром нефть» уже отгружает партии нефти сорта «Новый порт» с Новопортовского месторождения, а до конца 2015 года должен быть введен в эксплуатацию морской комплекс в районе мыса Каменный для круглогодичной отгрузки нефти. Мощность комплекса — до 8,5 млн тонн нефти в год. Месторождение и терминал соединит 100-километровый нефтепровод.
Как сообщил в ходе Конференции директор дирекции по крупным проектам компании «Газпром нефть» Денис Сугаипов, всего в ближайшие 5 лет компания планирует инвестировать более 455 млрд руб. в освоение ямальских месторождений, в настоящее время объем инвестиций составил более 125 млрд руб.
Для вывоза углеводородов компания также строит собственный флот - 6 танкеров ледового класса и два судна-снабженца. В настоящее время компания уже обладает собственным флотом из двух судов ледового класса. Кроме того, компания оперирует арендованными танкерами, а также прибегает к услугам ледоколов ФГУП «Атомфлот».
Как рассказал в ходе Конференции заместитель начальника инженерно-технического центра ООО «Газпром геологоразведка» Александр Митрофанов, компания в рамках геологоразведочных работ планирует пробурить 21 скважину на Ямале до 2018 года включительно. По приведенным им данным, при этом в 2016 году должно быть введено 11 скважин, в 2017 году - 7 скважин и в 2018 году - 3 скважины. Общий объем геологоразведочного бурения должен составить более 51,8 тыс. м. При этом для строительства скважины на Крузенштернском газоконденсатном месторождении к I кварталу 2017 года даже планируется создать насыпной остров в заливе Шарапов Шар.
Ложки дегтя в бочки нефти
Как бы то ни было, но успех всех проектов по освоению арктических трудноизвлекаемых месторождений зависит от колебаний цен на нефть, которые в настоящее время очень волатильны.
Если же говорить об СПГ, но на этом рынке конкуренция грозит быть очень острой, о чем мы более подробно писали ранее >>>> И не факт, что к моменту ввода проекта сжиженный газ Ямала окажется востребован по тем ценам и в том количестве, которые закладывались инвесторами, даже несмотря на наличие долгосрочных контрактов и участие китайского капитала в проекте. Ведь преимуществом СПГ для покупателя, в том числе китайского, является как раз возможность его приобретения по спотовым ценам и от разных поставщиков в мире. А такие игроки, как, например, Катар или Австралия способны манипулировать данным рынком. И вряд ли покупатели захотят переплачивать за СПГ, если его цена существенно снизится.
Еще один риск заключается в высокой зависимости России от иностранного оборудования и технологий. По словам выступившего в ходе Конференции заместителя директора Института проблем нефти и газа РАН Василия Богоявленского, доля иностранной техники в нефтегазовых проектах достигает 95%. Также Россия остро нуждается в буровых установках и геодезическом флоте. По данным, Василия Богоявленского, в настоящее время в России имеется лишь 3 устаревших суда для трехмерной сейсморазведки, правда, имеется переизбыток судов для двумерной.
Кроме того, ученые опасаются последствий глобального потепления для Ямала. Так, по приведенным в ходе Конференции подсчетам заведующего Геологическим сектором регионального центра в ЯНАО «Газпром ВНИИГАЗ» Антона Синицкого, потепление даже на 2 градуса Цельсия грозит изменениями ландшафта полуострова. По словам ученого, можно говорить о том, что почва Ямала не является «сушей» в привычном смысле этого слова, представляя собой смесь грунта и льда. Соответственно, таяние льда может привести к провалам и т.п. явлениям. Кроме того, уже сейчас зафиксировано, что Ямал ежегодно теряет около 1 м территории за счет наступления моря. Помимо этого на Ямале наблюдается прорыв кратеров, имеющих стенки из чистого льда. По предположениям ряда ученых, причиной их возникновения являются взрывы гидратного газа.
Таким образом, освоение «нефтегазовой кладовой России», как часто называют Ямал, имеет высокие риски, о которых нельзя забывать.
Виталий Чернов.
Фоторепортаж с IV международной конференции «Ямал Нефтегаз» >>>>
Фото в статье сделаны в ходе IV международной конференции «Ямал Нефтегаз»