Статус Санкт-Петербурга уже в 2007 году может быть подкреплен единой концепцией, направленной на усиление позиций города в морском туризме. На расширенном заседании Секции по морскому и речному туризму морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга в начале февраля было предложено сформировать единую программу по модернизации водно-туристической инфраструктуры Санкт-Петербурга на 2007 – 2012 годы.
Неиспользуемые возможности
водного туризма
Круизное судоходство приносит в казну Петербурга не менее 200 млн. евро. И все же город недосчитывается многих миллионов долларов ежегодного дохода, - отметил на заседании Секции директор по перспективному развитию ООО «Морской яхт-клуб» Сергей Коробкин.
Ежегодно Санкт-Петербург посещают несколько миллионов российских и иностранных туристов, однако на своих катерах и яхтах прибывают единицы: в настоящее время Санкт-Петербург принимает не более 100 иностранных яхт, значительно уступая по этому показателю Таллинну (8,5 тыс.) и Стокгольму, который принимает несколько десятков тысяч яхт.
Санкт-Петербург как морская столица на сегодняшний день не играет существенной роли в развитии российского водного туризма. Этому препятствуют несколько факторов. Прежде всего, это недостаточное количество стояночных мест в яхт-клубах и на реках центральной части города. А те стоянки, которые уже существует, не подготовлены к приему и обслуживанию туристов на современном уровне: все они в той или иной степени требуют специального дооборудования и единого эстетического оформления. В прошлом году из 37,3 тыс. зарегистрированных маломерных судов только 3 тыс. имели место для парковки, причем в большинстве случаев они не отвечали нормальным европейским стандартам. При этом согласно проведенным исследованиям, на акватории реки Нева, реках и каналах Санкт-Петербурга возможно организовать 251 стояночное место для пассажирских небольших частных судов.
По мнению Сергея Коробкина, в концепцию по модернизации водно-туристической инфраструктуры должны быть включены пункты о формировании новых стояночных мест и развитии унифицированных стояночных мест для маломерных судов на реках и каналах Санкт-Петербурга. «Я полагаю, что было бы целесообразным формирование новых яхт-клубов на окраинах города, в частности в Лахте в Приморском районе и на Правом берегу Дудергофского канала» - сказал он. Предполагается, что новые яхт-клубы будут включать водную стоянку на 800 мест, площадку для межсезонного хранения плавсредств на 1500 мест, а также эллинги, учебный яхтенный центр и гостинично-развлекательный комплекс.
…Круизного рынка
«Значимость Санкт-Петербурга в этом сегменте рынка явно не соответствует интересам города, - считает председатель постоянной комиссии по развитию инфраструктуры морского и речного туризма, генеральный директор ЗАО «Инфлот Ворлдвайд» Игорь Глухов. – Рассчитывать только на иностранные судоходные компании нельзя. Необходимо создавать устойчивый пассажиропоток с помощью российского флота, как это делается в соседних странах – Эстонии и Финляндии».
По оценке Глухова, максимальная емкость круизного рынка Балтийского моря в течение ближайших 7-15 лет составит около 500 тысяч пассажиров за сезон. С 2005 паромное сообщение между Санкт-Петербургом и странами Балтийского моря закрыто, и сроки его восстановления до сих пор не определены. Впрочем, при существующем визовом режиме функционирование паромной линии практически невозможно. На минувшей неделе на совещании, посвященном развитию портово-промышленного комплекса Финского залива, Валентина Матвиенко обратилась к спикеру Государственной думы Борису Грызлову с предложением уравнять пассажиров морских паромов и круизных лайнеров в праве безвизового пребывания на территории России в течение 72 часов, что позволит развивать водный туризм в Петербурге.
Секция приняла решение обратиться к губернатору Санкт-Петербурга с «просьбой выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Этот вопрос в связи с реализацией проекта комплекса «Морской Фасад» за счет городского бюджета пробрел особую актуальность: его эксплуатация и окупаемость напрямую зависят от возобновления круглогодичного паромного сообщения. Заявленная проектная мощность комплекса 1,5 миллиона пассажиров в год недостижима при наличии только круизного судоходства. В своем докладе Глухов отметил, что новый пассажирский терминал не достигнет необходимого уровня рентабельности без создания условий для нормального функционирования круглогодичных паромных линий. «Несомненно, что положительное решение визовой проблемы позволит в ближайшее время привлечь в Санкт-Петербург ведущие паромные линии из Прибалтики и Скандинавии, а также создать благоприятные условия для начала работы отечественных паромных линий», - считает он.
Чаусова Лариса