13 февраля 2007   09:24

Год до закона


Многострадальный закон «О морских портах Российской Федерации» имеет все шансы в текущем году быть прочитанным в Государственной Думе. На этот раз проект взялась реализовать «Единая Россия». На вчерашнем совещании, посвященном развитию портово-промышленного комплекса Финского залива, спикер Государственной думы Борис Грызлов выступил с собственной концепцией закона о портах.

 

Новые шансы

 

Грызлов пообещал, что новый документ будет внесен в Государственную Думу не позднее полутора месяцев и пройдет первое чтение уже в весеннюю сессию. Принятие закона ожидается до конца текущего года. Одной из главных причин, сдерживающих развитие портового хозяйства, спикер назвал отсутствие законодательной базы. «Трудно говорить о развитии портов, когда должным образом не урегулированы правоотношения, возникающие при строительстве, эксплуатации объектов их инфраструктуры», - сказал он.

 

В концепции, озвученной Грызловым, указано шесть ключевых моментов, которые должны быть учтены в законопроекте. Прежде всего, это разграничение между морским портом как имущественным комплексом и организациями, которые оказывают услуги в порту, а также разграничение полномочий между органами власти, чтобы «устранить дублирование их функций». Особое внимание в документе уделено основам оказания услуг в порту. Кроме того, законопроект должен содержать исчерпывающий перечень портовых сборов, которые могут взиматься в морских портах России.

Предполагается, что в законопроекте будут регламентированы права и обязанности сторон при перевалке опасных грузов, а также ответственность оператора морского терминала и требования к перевалке опасных грузов. «Нужны также нормы, которые устанавливают порядок взаимодействия оператора морского терминала с организациями железнодорожного и других видов транспорта», - сказал Грызлов. Он также отметил, что необходимо урегулировать земельные отношения, возникающие в портах. «На мой взгляд, земельные участки в границах морского порта, за исключением участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, должны быть отнесены к категории земель транспорта, - отметил в своем докладе Грызлов. – При этом сохранится и частная, и государственная, и муниципальная формы собственности». Однако, учитывая возможное стратегическое назначение земельных участков отдельных портов, здесь должен быть установлен запрет на частную собственность для иностранных граждан и иностранных юридических лиц. Наконец, необходимо составить перечень объектов, изъятых из оборота (то есть тех объектов, которые могут находиться только в государственной собственности).

 

Хождение по инстанциям

 

Несмотря на то, что сегодня формируется современная инфраструктура, ее развитие во многом тормозится отсутствием законодательной базы: закон о портах уже около семи лет ходит по инстанциям. «Правительство давно обещает нам разработать такой документ, - сказал Грызлов. - На необходимость подготовки нормативной базы в очередной раз обратил внимание президент. Однако правительственный законопроект в течение нескольких лет проходит всевозможные досогласования в министерствах и ведомствах. То есть его фактически нет». Летом прошлого года на заседании Морской коллегии при правительстве РФ было принято решение ускорить работу над проектом федерального закона. К тому времени Минтранс согласовал проект с ключевыми федеральными органами исполнительной власти, а 2 июня на документ было выдано заключение Минюста. Тем не менее, до конца года законопроект так и не попал в повестку дня заседания правительства РФ.

 

Отсутствие закона «О портах» прежде всего влияет на возможность заключения договоров аренды гидротехнических сооружений, поскольку без существующей законодательной базы согласовать новый порядок аренды в Росимуществе и Минтрансе практически невозможно. Отчасти поэтому к концу 2006 года ни одного нового договора аренды заключено не было. По мнению исполнительного директора АСОП Серика Жусупова, ни одна компания в порту пока не может заключить ни один коммерческий договор, потому как он в любую минуту может быть прерван. «Ни одно из решений по вопросу аренды причалов, принятых на уровне Морской коллегии, на уровне Минтранса не выполнено Управлением имущества, структурным подразделением Росморпорта. Министр транспорта Игорь Левитин лично дал поручение разработать план мероприятий. До настоящего времени плана нет. Когда будут действия? Создается огромное количество проблем там, где их нет, чтобы уйти от решения вопроса», считает Жусупов. Снижение грузооборота по порту Санкт-Петербург АСОП также связывает с деятельностью Управления имуществом Росморпорта, который проводит оценку причалов, не получив ТЗ.

 

Не соответствует уровню

 

Портовый комплекс страны, как было отмечено вчера на совещании, не отвечает ее потребностям. В 2006 году через отечественные порты прошло около 420 млн тонн грузов; годом ранее этот показатель был значительно меньше - 407 млн тонн. При этом увеличение грузооборота происходит в основном за счет нефти, а перевалка сухих грузов остается примерно на одном уровне. Учитывая рост экономики, этого явно недостаточно. «Большие объемы экспортных и импортных грузов идут через порты соседних государств: Прибалтику, Украину, - говорит Грызлов. - Транзитные возможности нашей страны используются слабо». В частности, Санкт-Петербург на сегодняшний день пропускает примерно 20% всех российских внешнеторговых и транзитных грузов. Ожидается, что с принятием закона, а также реализацией проекта «Санкт-Петербург – морская столица России», через Петербург в ближайшем будущем будет проходить до 50% объема российского экспорта в страны Евросоюза и примерно такой же объем импорта России.

 

Закон о портах, принятие которого ожидается более семи лет, не стал козырем депутатов в прошлой предвыборной компании. Сейчас портовое сообщество надеется, что нынешняя предвыборная компания все-таки принесет им дивиденды - кандидаты в депутаты Государственной думы следующего созыва не обойдут законопроект своим вниманием.

Чаусова Лариса.

Темы: