Чтобы российским портам не оказаться «на дне», дно нужно углублять. Динамичное развитие отечественной портовой инфраструктуры диктует необходимость проведения масштабных дноуглубительных работ. А для их успеха требуется совершенствование законодательства, привлечение ведущих мировых компаний и строительство собственного специализированного флота. Об этом на II Международном форуме дноуглубительных компаний в Москве, организованном медиа-группой «ПортНьюс», рассказали представители отрасли.
Глубины законодательства
В ближайшие годы в России предстоит провести масштабные дноуглубительные работы – как по новым проектам, там и ремонтные. Об их значительности в ходе Форума рассказал исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев. Так, по приведенным им данным, в 2015 году объем дноуглубительных работ при строительстве и реконструкции объектов составит 30,8 млн куб. м, а ремонтных в период 2015-17 годов - 38,16 млн куб. м.
По его словам, работы будут осуществляться в бухте Суходол по проекту строительства угольного терминала компании «СДС-Уголь», в порту Восточный по реконструкции акватории причала №2 спецморнефтепорта Козьмино, в порту Геленджик по строительству комплекса береговой и морской инфраструктуры порта, в порту Сабетта, в аванпорту Бронка (Санкт-Петербург), в порту Ванино по строительству транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в бухте Мучке, также ведется предпроектная проработка в порту Калининград по проекту строительства международного терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерский.
Это - весьма значительные масштабы, которые делают российский рынок важным для ведущих мировых специализированных компаний, а также требуют совершенствования национального законодательства в данной сфере.
Так, по словам выступившего в ходе Форума директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константина Пальникова, наиболее важными документами этой отрасли, которые ожидают утверждения правительством России, являются Перечень вредных веществ, при содержании которых разрешается использование донного грунта, а также Порядок использования грунта при создании объектов во внутренних морских водах и территориальном море. Утверждение данных подзаконных актов ожидается в течение 2015 года, ориентировочно - к сезону дноуглубительных работ.
В ходе разработки проекта акта правительства о Перечне вредных веществ Минтранс предложил сделать оговорку о неприменении запрета на захоронение грунта, если в нем присутствуют вредные вещества в форме «следов загрязнителей». Без такого изъятия использование грунта или его захоронение станет невозможным, полагают в министерстве.
При этом предлагается установить возможность захоронения грунта при содержании в нем вредных веществ в концентрациях, не превышающих химических характеристик грунта в районе возведения объектов до начала их создания.
Проектом Порядка использования грунта, в свою очередь, регулируются правоотношения между физическими и юридическими лицами, осуществляющими дноуглубительные работы и строительство объектов во внутренних морских водах и в территориальном море.
От Бельгии до Китая
Для исполнения всех поставленных перед отраслью задач неизбежно привлечение иностранных партнеров из числа ведущих дноуглубительных компаний мира.
Так, выступивший в ходе Форума директор филиала голландской компании Van Oord в России Анко Бос отметил, что при проведении дноуглубительных работ и образовании искусственных участков крайне важно учесть мировой опыт по защите окружающей среды. Экологические риски здесь весьма высоки: возможно прямое уничтожение естественной среды обитания животных, накопление питательных веществ и зарастание водоемов, заиление, повышение мутности воды. Анко Бос поделился опытом Голландии в сфере защиты окружающей среды при проведении подобных работ и выразил заинтересованность участия своей компании, в частности, в работах по предотвращению наводнений на реках. Кроме того, интересен и опыт голландцев в области увеличения пропускной способности рек, что весьма актуально для России. О технологиях компании, позволяющих избежать стихийных разливов рек, приводящих к наводнениям, более подробно рассказано в предыдущей статье >>>>
О тесной связи между мероприятиями по охране окружающей среды и выполнением дноуглубительных работ рассказал в ходе Форума и директор проекта «Сабетта» бельгийской компании «Мордрага» Стейн Кенис. По его словам, ключевыми аспектами при выполнении работ, отраженными в Плане по защите окружающей среды (используемом в проекте дноуглубительных работ для порта Сабетта, Ямал), являются качество воды, взаимодействие с морской фауной, План мероприятий в случае аварийного разлива нефти, выброс газов, создающих парниковый эффект и управление отходами.
Так, качество воды обеспечивается методиками управления дноуглубительными работами по сбросу грунта в отвал (дампинг), анализом исторических изображений видеоспектометра, мониторингом на объекте. Взаимодействие с морской фауной требует управления взаимодействием судов, морским шумом и наблюдением за представителями фауны.
Что касается выброса парниковых газов, то здесь обеспечивается мониторинг по проекту УСК «Мост», а также другие мероприятия, связанные с эффективностью использования энергии на судах и соответствием стандартам МАРПОЛ.
О мировых тенденциях, влияющих на рынок дноуглубительных услуг, на Форуме рассказал руководитель проектов компании Jan De Nul Group Стейн Юресич. По его словам, в настоящее время становится выгодней создавать искусственный земельный участок, чем покупать имеющийся в прибрежной зоне. Для этого нужны большой вместимости земснаряды способные поднять со дна и перевезти большие объемы песка на длинные расстояния за один рейс. Кроме того, риск поднятия уровня мирового океана грозит оставить в зоне подтопления население в 1 млрд чел по всей земле. Это риск касается и прибрежных районов России. Соответственно, важным направлением дноуглубительной индустрии является берегоукрепление посредством продуманного намыва территорий пляжей.
Представитель голландской компании Boskalis Эдуард Силантьев, со своей стороны, также рассказал об опыте работ по намыву территорий. Речь идет о формировании терминала аванпорта Бронка в Санкт-Петербурге. Здесь было намыто 3 млн куб. м грунта.
Теперь эстафету работ в Бронке приняла китайская компания СССС, представитель которой Ма Шаошэнь сделал презентацию об истории и опыте работы компании в ходе Форума. Компания обладает 80 ед. современного дноуглубительного флота и была первой организацией Китая, начавшей работать на этом рынке. Реализованные проекты у СССС расположены в южных регионах - в Азии и Африке, работа в столь северных широтах, на которых расположен Санкт-Петербург, для нее необычна. Если этот опыт будет успешным, то, возможно, на российский рынок могут придти и другие азиатские дноуглубительные компании, что повысит конкуренцию.
Сталь Отечества
Хотя участие иностранных компании в данной отрасли оправдано и необходимо, это не отменяет важности развития собственной дноуглубительной индустрии и ведения соответствующих разработок. В первую очередь, речь идет об обновлении и расширении отечественного дноуглубительного флота. Так, по словам Андрея Лаврищева, «Росморпорт» заинтересован в участии иностранных компаний в конкурсах на ремонтное дноуглубление, однако часть работы намерен производить собственными силами. С этой целью дноуглубительный флот ФГУП «Росморпорт» планируется пополнить четырьмя новыми землесосами в 2016-2017 годах.
По словам Андрея Лаврищева, речь идет о трех землесосах с объемом трюма по 1 тыс. куб. м каждый и об одном судне с объемом трюма в 2 тыс. куб. м. При этом один землесос с объемом трюма в 1 тыс. куб. м планируется построить в 2017 году, остальные - в 2016 году. Суда будут приписаны к портам Архангельск (с объемом трюма 2 тыс. куб. м), Туапсе, Санкт-Петербург и Усть-Луга.
Землесос с объемом трюма в 2 тыс. куб. м строится на верфи Damen во Вьетнаме, остальные - на заводе «Красное Сормово» (Россия).
Суда строятся на класс РС и способны ходить в легких льдах.
В настоящее время в составе дноуглубительного флота ФГУП «Росморпорт» функционируют 9 судов (годы постройки - от 1961 до 2013).
Суда предполагается применять при проведении ремонтного дноуглубления. По приведенным представителем «Росморпорта» данным, в 2015 году объем ремонтных дноуглубительных работ составит 12,4 млн куб. м, в 2016 году - 12,75 млн куб. м, в 2017 году - 13,01 млн куб. м. При этом в 2015 году дноуглубление в объеме 7,7 млн куб. м планируется провести силами и средствами ФГУП «Росморпорт», оставшийся объем - подрядными организациями.
В том числе в Балтийском бассейне в 2015 году планируется провести ремонтное дноуглубление в объеме 1,3 млн куб. м, в 2016 году - в объеме 1,65 млн куб. м. В Арктическом бассейне в 2015 году планируется провести ремонтное дноуглубление в объеме 0,9 млн куб. м, в 2016 году - в объеме 3 млн куб. м. В Южном бассейне в 2015 году планируется провести ремонтное дноуглубление в объеме 10,2 млн куб. м, в 2016 году - в объеме 8 млн куб. м. В Дальневосточном бассейне в 2015 году планируется провести ремонтное дноуглубление в объеме 0,16 млн куб. м, в 2016 году - в объеме 0,1 млн куб. м.
Между тем, как рассказал в ходе Форума председатель Совета директоров ЗАО «Завод Гидромеханизации» Даниил Гарбуз, российское судостроение пока сильно зависит от иностранных комплектующих, доля которых в общем объеме, по данным Минпромторга на 2014 год, составляет 55%. При этом в настоящее время дноуглубительные суда строятся в России лишь на пяти предприятиях: «Заводе Гидромеханизации», «Чкаловской судоверфи», «Красном Сормово», «Нижегородском теплоходе» и «Цимлянском судомеханическом заводе». Однако все три типа земснарядов (трюмный, землечерпаковый и фрезерный) производит только «Завод Гидромеханизации».
При этом в России имеется свой научный задел в данной сфере, о чем в ходе Форума рассказал представитель Волжской государственной академии водного транспорта Николай Арефьев. По его словам, в частности весьма перспективны отечественные разработки в области грунтоприемников.
Подводя общий итог можно сказать, что в России при участии иностранных партнеров, отечественных предприятий, научных учреждений и министерства транспорта развивается собственная дноуглубительная индустрия, имеющая неплохие перспективы, связанные с масштабными проектами по развитию портовой инфраструктуры.
Виталий Чернов.
Фоторепортаж >>>>