1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Порты умоются дизелем

26 сентября 2014   08:00

Порты умоются дизелем

Модернизация российских НПЗ, конъюнктура глобального рынка нефти и переориентация ее экспортных потоков на Дальний Восток приведет к росту объемов экспорта дизтоплива, преимущественно через трубопроводные системы «Север» и «Юг». А с 2015 года «Транснефть» намерена принимать в систему исключительно дизтопливо класса евро-5.

Благодаря программе модернизации российской нефтепераработки страна сократит производство мазута и увеличит дизельного топлива. По оценкам, уже в ближайшие пару лет экспорт мазута из России составит 40 млн тонн в год, в то время как в Европе ощущается его дефицит. Кроме того, спрос на дизельное топливо в Европе возрастет с 1 января 2015 года, когда в силу вступят новые требования Конвенции МАРПОЛ, ограничивающие уровень содержания серы в судовом топливе до 0,1%, что сделает невозможным применение мазута без специальных очистных устройств (скрубберов). Повысится и экологический класс производимого в России дизельного топлива – ожидается переход на массовое производства продукта класса евро-5.

С другой стороны, экспорт нефти, скорее всего, будет сокращаться или стагнировать. Кроме того, с запуском трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан существенная часть ее экспорта переориентирована на дальневосточное направление.

В связи с этими структурными изменениями на рынке, ОАО «АК «Транснефть» намерена резко нарастить мощности трубопроводных систем «Север» (конечная точка – порт Приморск) и «Юг» (конечная точка – порт Новороссийск) по перевалке дизельного топлива. Это предполагается сделать как за счет перепрофилирования нефтяных труб, так и строительства новых нефтепродуктопроводов.

Север


Так, как рассказал журналистам заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов ОАО «АК «Транснефть» Владимир Назаров, компания реализует масштабный инвестиционный проект по перепрофилированию нефтяных труб под дизельное топливо в рамках системы «Север». Объем капиталовложений в проект составит 25-26 млрд руб. При этом с 2017 года планируется выйти на мощность в 17 млн тонн дизельного топлива в год, а с 2018 года – 25 млн тонн в год. Проект рассчитан на ресурс Киришского НПЗ.

При этом вариант с перепрофилированием нефтяной трубы под нефтепродуктовую в компании считают более рентабельным, чем строительство новой, несмотря на всю технологическую сложность процесса.

Соответственно изменится и грузооборот порта Приморск. Если по итогам 2013 года объем перевалки нефти через порт составил 54,4%, то по прогнозу ООО «Спецморнефтепорт Приморск» итогов 2014 года он составит лишь 43 млн тонн и такую же величину – по прогнозным итогам 2015 года. В тоже время увеличится перевалка дизельного топлива. Так, если в 2013 году объем перевалки дизтоплива составил 9,3 млн тонн, то в 2014 году ожидается объем перевалки в 11 млн тонн, а в 2015 году – 14,5 млн тонн.

В то же время, по соглашению с компанией «ЛУКОЙЛ» будет построен нефтепродуктопровод от Приморска к порту Высоцк, где расположен терминал РПК «РПК-Высоцк «Лукойл-II». Начать работы по проекту планируется уже в ноябре 2014 года, трубопровод должен заработать с ноября 2015 года. При этом предусмотрена и возможность его дальнейшего расширения до 3-5 млн тонн дизельного топлива в год, однако только после реализации проекта расширения системы «Север». При этом в «Транснефти» заявляют, что принципиальным для компании моментом здесь является обеспечение максимальной загрузки порта Приморск (в котором «Транснефть» является акционером).

Юг

На южном направлении планы также достаточно масштабные. Здесь предполагается провести расширение системы «Юг», также в части прокачки дизельного топлива. Объем инвестиций в этот проект в «Транснефти» не раскрывают, однако известно, что его планируется реализовать в 2 этапа. На первом этапе предполагается перепрофилировать нефтепровод на участке Тихорецк-Новороссийск под перекачку нефтепродуктов в объеме до 6 млн тонн в год с 2016 года. На втором этапе предполагается построить нефтепродуктопровод Волгоградский НПЗ-Тихорецк, что позволить увеличить мощность системы до 9 млн тонн дизтоплива в год.

В целом, реализация указанных проектов расширения систем «Север» и «Юг» позволит экспортировать из России до 34 млн тонн дизельного топлива при ожидаемом максимальном объеме экспорта в 40 млн тонн.

Отметим, что в настоящее время соответствующие мощности портов Приморск и Новороссийск входят в группу «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), акционерами которой являются «Транснефть» и группа «Сумма». В настоящее время дискутируется вопрос о схеме раздела активов между указанными компаниями, однако окончательных решений пока не принято. В качестве наиболее вероятной схемы назывался переход нефтеналивных мощностей к «Транснефти», а сухогрузных – к «Сумме».

Виталий Чернов.

На картинке вверху:  изобретатель дизельного двигателя  Рудольф Дизель

Фоторепортаж ИАА «ПортНьюс» из ООО «Спецморнефтепорт Приморск» >>>>