1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Нет пределов совершенству

13 мая 2014   08:00

Нет пределов совершенству

В России подготовлен целый пакет мер по совершенствованию таможенного администрирования, в том числе в морских портах. Так, утверждена соответствующая «дорожная карта», подписан закон о таможенном администрировании, одобрен законопроект об упрощении прохождения товаров через российскую таможню.

Верной дорогой


На днях правительство России одобрило «дорожную карту» «Совершенствование таможенного администрирования». Документом предусматриваются меры, которые разрабатывались и частично внедрялись уже ранее. Среди них – налаживание информационного обмена данными между госорганами и участниками внешнеэкономической деятельности, переход на электронный документооборот, унификация сведений, внедрение систем управления рисками  при проведении ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля, а также внедрение 100% предварительного информирования на морском транспорте.


Если говорить об информационном обмене, то в этой области Федеральной таможенной службой (ФТС) разрабатывается платформа «Морской порт». Как рассказал ранее начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Северо-Западного таможенного управления ФТС Станислав Шкленский, целью работы является создание информационной системы для формирования единого пространства безбумажного документооборота в морских пунктах пропуска. В будущем взаимодействие между ФТС и другими государственными контролирующими органами, как предполагается, будет осуществляться на единой площадке, использующей сервисы каждого ведомства. Доступ к данной площадке будет осуществляться через личный кабинет. Создание подобной единой системы напрашивается уже давно, однако ее эффективность будет зависеть от качества администрирования и обслуживания. Ведь регулярные и длительные «зависания» серверов могут свести смысл подобной системы на нет.

Электронный документооборот внедряется на таможне уже давно. Однако пока имеется дублирование электронных документов бумажными, эффект от него минимален. Отметим в этой связи, что страны Евросоюза в 2014 году планируют повсеместно перейти на электронный документооборот.

Система управления рисками применяется таможней на морском транспорте в рамках бескомиссионного порядка работы, который стал возможен после издания Типовой схемы, подготовленной по инициативе министерства транспорта России. По данным заместителя министра транспорта России Виктора Олерского, если ранее среднее время нахождения груза в российских портах достигало 15 дней, то сегодня удалось сократить этот период до 7-8 суток за счет внесения изменения в Типовую схему, позволяющих совмещать погрузочно-разгрузочные работы и контрольные действия.

«Недавно я встречался с руководством крупнейшего российского контейнерного оператора – компанией Global Ports. Они рассказали, что сегодня, например, на терминале «Петролеспорт» контейнер хранится в среднем 4,3 дня. Я считаю, для нас это революция!», - сказал ранее Виктор Олерский в ходе конференции «Санкт-Петербургские дни логистики».

Порты – не склады

Что касается введения обязательного предварительного информирования на морском транспорте, то, по словам Станислава Шкленского, оно ожидается к концу 2015 года. По его словам, эта дата является ориентировочной, но соответствующий проект решения Евразийской экономической комиссии уже подготовлен. Станислав Шкленский также отметил, что предварительное информирование не является таможенной процедурой.

Между тем, по данным мониторинга, проведенного Южным таможенным оформлением ФТС России, применение предварительного информирования на морском транспорте позволит сократить время оформления судов до 9 раз для судов с грузом и до 20 раз для судов без груза.  При этом в ряде портов товарные партии на контейнеровозах уже оформляются с использованием предварительного информирования в 90-100% случаев.

Как бы то ни было, по предложению бизнес-сообщества определен контрольный показатель реализации «дорожной карты» – срок нахождения товара в морском порту, за исключением времени хранения, до 2017 года должен сократиться с восьми дней до двух.


По мнению Виктора Олерского,  реализация предусмотренных «дорожной картой» мероприятий позволит повысить эффективность государственного контроля в морских портах и тем самым создать условия для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации.

Отметим также, что правительство России в апреле 2014 года одобрило законопроект об упрощении прохождения товаров через российскую таможню. Согласно документу, решения по классификации товаров будут приниматься в форме электронного документа. Кроме того, будет рассмотрена классификация товаров в несобранном или разобранном виде. Полномочия по принятию предварительных решений предполагается передать таможенным органам.

Принятие законопроекта, по замыслу его авторов, упростит взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов, даст возможность декларантам по своему усмотрению выбирать таможенный орган для оформления товара, а также автоматизировать контроль над классификацией ввозимых и вывозимых товаров.

Также президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о совершенствовании административных процедур в сфере таможенного дела. Законом регламентируются порядок изменений реестров таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли. Кроме того, законом изменяется с ежеквартальной до полугодовой периодичность представления таможенными представителями в таможенный орган отчетности о своей деятельности.

Виталий Чернов.