Россия приступила к реальным работам по освоению арктического шельфа, однако помимо экстремального климата разработке месторождений препятствуют сложности в логистическом и транспортном обеспечении проектов.
Лед тронулся
Текущий год ознаменуется началом широкомасштабного освоения российского арктического шельфа. Так, на наиболее перспективной северной части Долгинского месторождения (Печорское море) планируется в 2014-15 годах пробурить 3 скважины. Об этом в ходе конференции «Нефть и газ российской Арктики» Adam Smith Conferences в Москве (далее – Конференция) сообщил генеральный директор ООО «Газпром нефть Сахалин» Александр Коробков. По его словам, в сентябре 2014 года должна быть пробурена первая из указанных скважин, в 2015 году - еще две.
Для того, чтобы приступить к освоению, компании необходимо подтвердить разведанные запасы в объеме не менее 50 млн тонн, что является минимально рентабельным уровнем с учетом налоговой нагрузки. При этом, как уточнил Александр Коробков, не исключено обращение в правительство России с просьбой о предоставлении налоговых льгот.
Объем оцененных запасов Долгинского месторождения в настоящее время составляет 235 млн тонн, разведанных всего 800 тыс. тонн. Все запасы являются извлекаемыми. Несение готовности ЛРН при бурении будет обеспечивать филиал ББАСУ.
Кроме того, в Печорском море 18 апреля 2014 года состоялась отгрузка первой партии нефти с платформы «Приразломная» (оператор ООО «Газпром нефть шельф») - первого в России проекта по морской добыче углеводородов на континентальном шельфе Арктики.
Отгрузки нефти с еще одного арктического месторожения – Новопортовского, через арктический морской терминал в районе м. Каменный (Ямал) планируется начать в 2016 году. Об этом в ходе Конференции сообщил заместитель генерального директора, главный инженер ООО «Газпромнефть Новый Порт» Сергей Девятьяров.
По его словам, объем перевалки нефти через терминал составит 5,5-6 млн тонн в год и будет вестись с помощью шести танкеров ледового класса. В соответствии с проектом, разработанным «Институтом Шельф» (Крым, Симферополь), предполагается строительство морского терминала пропускной способностью 8,5 млн тонн в год для перевалки нефти. Сырье будет поступать на терминал с центрального пункта сбора Новопортовского месторождения по напорному трубопроводу протяженностью 106 км.
Со своей стороны ОАО «НК «Роснефть» планирует приступить к бурению скважины на месторождении Университетская в Карском море в августе 2014 года. Об этом в ходе конференции сообщил вице-президент нефтяной компании Андрей Шишкин. По его словам, первый результат компания рассчитывает получить уже в ноябре 2014 года.
Шельфовые арктические месторождения находятся на значительном расстоянии от ближайших центров инфраструктуры, в связи с чем возникает проблема с их регулярным обеспечением необходимыми материалами, оборудованием и припасами.
Как «Газпром», так и «Роснефть» в качестве площадок под размещение береговых баз снабжения выбрали Мурманскую область. По словам начальника управления обеспечения производства «Газпром нефть Сахалин» Алексей Фадеев, компания планирует развивать базу снабжения для проекта по освоению месторождений углеводородов в Печорском море с использованием двух причалов Мурманского морского рыбного порта (ММРП). Расстояние от Мурманска до месторождений составляет порядка 1 тыс. км, данный порт был выбран по причине отсутствия транспортных узлов в непосредственной близости от месторождений, а также в силу его незамерзаемости и наличия транспортных связей с остальными регионами России.
«Роснефть» создает базу снабжения в Мурманской области в районе Лавны на площадке 82-й судоремонтного завода.
В то же время, как отметил Алексей Фадеев, недостаточная пропускная способность железной дороги на Мурманск может стать «узким местом» в логистике поставок оборудования и материалов.
Дело в том, что дальние железнодорожные подходы к Мурманску работают на обеспечение завоза топлива в область, которая зависит от его поставок из других регионов страны.
По прогнозам ОАО «РЖД», объем грузоперевозок на порт Мурманск в 2015 году составит 24 млн тонн, в 2020 году – 37 млн тонн. При этом «узкие места» на данном направлении дадут о себе знать уже с 2015 года. Инвестпрограммой РЖД, впрочем, предусмотрено строительство на ряде участков вторых путей, мостовых переходов и новых железнодорожных линий. Хватит ли на это средств, с учетом секвестирования бюджетных расходов и необходимости развития Крыма, вопрос открытый.
Великая шельфовая армада
Помимо указанных сложностей с обеспечивающей инфраструктурой для освоения арктического шельфа необходим также мощный ледокольный и обеспечивающий флот соответствующего ледового класса. Как рассказал в ходе Конференции Андрей Шишкин, по подсчетам «Роснефти» только для транспортного обеспечения судоходства в Карском море понадобится минимум 3 ледокола – два непосредственно на проводке танкера-газовоза и один – в резерве. А на обеспечение работы одной буровой установки необходимо 13 судов обеспечения. Всего, по оценкам Шишкина, на освоение месторождений Карского моря «Роснефти» понадобится 300 судов-снабженцев, правда еще ранее называлась цифра в 500 судов. Конечно, конкретное количество судов будет определяться реальными извлекаемыми запасами, но порядок цифр говорит о многом.
Понятно, что построить такой флот целиком в России невозможно. Отечественное судостроение, к сожалению, до сих пор сильно проигрывает по конкурентоспособности иностранным верфям, однако, по словам Шишкина, компания будет содействовать максимальной локализации производства на территории России. Через какой механизм это будет сделано, не совсем понятно, особенно с учетом членства России во Всемирной торговой организации.
Большие надежды в плане судостроения возлагаются и на верфь в Большом камне, которая передана под развитие консорциуму инвесторов, в число которых вошли крупнейшие заказчики арктических судов и морской техники, прежде всего «Роснефть» и «Газпром».
Крупнотоннажные суда для обслуживания шельфовых проектов начнут строить на заводе «Звезда» в Приморском крае, как планируется, уже в 2016 году. Об этом на последнем заседании Морской коллегии в Комсомольске-на-Амуре сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов.
Он добавил, что для освоения шельфа требуются и суда различного класса, которые можно производить на заводах в Хабаровском крае.
В целом три судостроительных завода, которые входят в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), в соответствии с перспективным планом Минпромторга РФ, к 2025 году получат заказы на 780 млрд руб. Такие цифры привел заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин в ходе последнего заседания Морской коллегии при правительстве РФ.
Подбирая ключи к Арктике
Понятно, что подобные сложности в реализации шельфовых проектов вкупе с экстремальными климатическим условиями делают себестоимость российской нефти и газа довольно высокой. Как ранее заявлял глава «Газпром нефти» Александр Дюков, добыча нефти с Приразломного будет рентабельна при цене на нефть не ниже $80 за баррель. Учитывая снятие санкций с Ирана, перспективы урегулирования кризиса в Сирии и Ливии и замедления экономики Китая, цена на нефть вполне может опускаться до такой величины или еще ниже.
Если же говорить о газе, то и здесь не все так просто. В настоящее время не сформировался единый мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) – и цены на него очень сильно различаются по частям света. Так, разница в цене на в Северной Америке и Азии может достигать шестикратной величины. Однако рано или поздно эта премия может существенно снизиться.
Кроме того, конкуренцию российскому газу в Европе может составить американский СПГ. Так, по приведенным в ходе конференции заместителем директора по науке Института проблем нефти и газа РАН (Арктика и Мировой океан), заведующим лабораторией «Шельф» Василием Богоявленским расчетам, стоимость доставки СПГ из США в Европу оценивается примерно в $10 за британскую термическую единицу (mbtu). По его словам, это может повлиять на европейский рынок газа к 2020 году, а России будет трудно конкурировать с американским СПГ с новых месторождений, себестоимость которого достаточно высока. В Азии конкуренцию российскому СПГ окажет газ из Австралии, Катара, Африки и других производителей, о чем более подробно мы писали ранее >>>>
Из-за необходимости большого объема инвестиций, как известно, был «заморожен» и проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Впрочем, как заверил в ходе Конференции начальник отдела подводно-технических работ и глубоководных технологий управления техники и технологии разработки морских месторождений департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти ОАО «Газпром» Алексей Новиков, от данного проекта окончательно не отказались. Сейчас рассматривается возможность создания там подводной платформы, что должно значительно удешевить проект. О перспективах применения подводных платформ подробнее читайте на сайте ИАА «ПортНьюс» в интервью с заместителем генерального директора Крыловского государственного научного центра Олегом Тимофеевым >>>>
В связи с высокой себестоимостью добычи нефти и газа в Арктике энергетические компании лоббируют предоставление им налоговых и иных преференций. В этом плане уже многое сделано, а дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере ожидается с принятием закона об освоении шельфа, который, как сообщил в ходе Конференции заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы России, президент Российского газового общества Павел Завальный, планируется разработать в течение 2014 года.
Виталий Чернов.