Мировой рынок контейнерных перевозок ждут «ценовые войны» и консолидация крупными игроками, а Россия страдает от демпинга, хотя имеет большой потенциал для контейнеризации грузов.
Эра гигантов
Рынок морских контейнерных перевозок в 2014-15 годах ждут ценовые войны и демпинг. Такой прогноз в ходе конференции «Логистика контейнерных перевозок» в Санкт-Петербурге сделал управляющий директор United Arab Shipping Company Agency Кирилл Тюленев.
По его данным, рост спроса на перевозки в данный период составит 4,4%, а рост предложения - 5,5%, что в мировых масштабах является существенной разницей.
С Кириллом Тюленевым согласился и вице-президент по стратегии и специальным проектам группы FESCO Алексей Клецко. По его словам, у судовладельцев имеется мощный стимул для заказа новых судов, связанный с необходимостью повышения их вместимости и экономичности, но старые суда списывать, при этом, не спешат. По оценкам Алексея Клецко, избыток тоннажа контейнеровозов в настоящее время можно оценить на уровне 10-15%.
Действительно, сейчас крупные игроки делают большие инвестиции в строительство новых, более вместительных и экономичных контейнеровозов, ярким примером чего является серия судов Triple-E вместимостью по 18 тыс. TEUs, которые строятся по заказу Maersk.
Также, по прогнозам Кирилла Тюленева, продолжится тенденция на укрупнение альянсов контейнерных линий для сокращения их операционных расходов и диверсификации сервисов.
В конечном счете, как полагает эксперт, ситуация к 2016 году стабилизируются, а с рынка уйдут игроки, которые не инвестировали в строительство более вместительных и экономичных судов. Часть менее вместительных контейнеровозов будет перенаправлена на «короткие» и фидерные локальные сервисы.
Однако здесь возникает риск недозагрузки контейнеровозов-гигантов, в противном случае инвестиции в их строительство себя не оправдают. И для этого всем участникам логистического процесса придется более тесно интегрироваться для консолидации и синхронизации грузопотоков. В случае же экономической рецессии в мире на контейнерном рынке смогут выжить только холдинги с хорошо диверсифицированным бизнесом.
Не дураки и дороги, а демпинг и низкая контейнеризация
Между тем, если говорить о ситуации с морскими контейнерными перевозками в России, то здесь, по словам Алексея Клецко, имеется проблема демпинга, связанного с кредитными махинациями. По его словам, демпингующие компании предлагают уровень ставок на 10-15% ниже, чем у лидеров рынка, а выживают за счет банковских кредитов, впоследствии «бегая от банков». Такие компании не имеют открытой консолидированной отчетности, обладают сложной и запутанной структурой юридических лиц, которые периодически банкротятся. Деятельность подобных структур подрывает стабильность российского рынка и несет угрозы интересам грузоотправителей.
Между тем, по мнению директора департамента морских перевозок Kuehne-Nagel Евы Баллер, у России имеется большой потенциал для контейнеризации грузов. По ее словам, наибольшим потенциалом для перевозок в контейнерах обладают такие грузы, как алюминий, полипропилен, рыбная мука, сажа, некоторые виды цемента.
Контейнеризация экспортных грузов позволит обеспечить обратную загрузку контейнеров и тем самым повысить эффективность логистических цепочек.
Виталий Чернов.