Фантомы российской инфраструктуры-2013
В конце прошлого года мы писали о портовых проектах, долгое время существующих лишь в виртуальном пространстве. За год их список особо не изменился, хотя они обрели новое содержание. Речь идет о глубоководном порте в Калининграде и Архангельске, МТУ, «Печоре СПГ», Белкомуре и Штокмане.
Прощупывая дно
В сентябре 2013 года заместитель министра инфраструктуры Калининградской области Алексей Клюнеев заявил о том, что проект строительства в Калининградской области глубоководного порта наконец-то обрел российского инвестора. Имя инвестора, впрочем, он озвучивать тогда отказался.
По словам Алексея Клюнеева, теперь проект будет подвергнут пересмотру в сторону ухода от «излишнего теоретизирования», в нем также будут учтены реалии конкуренции с соседними портами. В качестве возможной площадки под размещение порта рассматривались пос. Янтарный и Пионерский. Объем инвестиций оценивался в 36,6 млрд руб., проект должен осуществляться на принципах государственно-частного партнерства.
Позже в местной прессе прошла информация, что инвестором проекта может стать ОАО «Газпром», а вероятным грузом – сжиженный природный газ. В сентябре «Газпром» открыл в области газохранилище. Впрочем, изначально проект глубоководного порта заявлялся как контейнерный хаб, специализирующийся на трансшипменте, а не как газовый терминал.
Еще позже, со ссылкой на письмо областного правительства в министерство транспорта России, местные СМИ сообщили о том, что вопрос о привлечении потенциальных инвесторов лишь прорабатывается. Таким образом, конкретный инвестор, судя по всему, все же так и не найден. И не факт, что под проект контейнерного хаба будет найден вообще. Более подробно об этом мы писали ранее >>>>
Другой проект, о котором объявил Алексей Клюнеев – это строительство круизного терминала к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. По словам чиновника, стоимость его оценивается в 5 млрд руб., проект планируется реализовать за счет федеральных средств. Предполагается, что терминал будет иметь 1-2 причала, способных принимать круизные лайнеры максимальных размеров. «Мы пришли к выводу, что строить терминал, который не будет способен принимать самые современные лайнеры соответствующих размеров, не имеет смысла», - прокомментировал Клюнеев журналистам.
Правда, что будет с этим терминалом после Чемпионата, не совсем ясно. Сам Клюнеев отметил, что этот проект бизнесу не интересен.
Стремление местных чиновников привлечь многомиллиардные средства в регион понятны. Однако нам представляется, что вместо немыслимых мега-проектов было бы целесообразно исходить из конкретных потребностей области. Например, развивать фидерные паромные, контейнерные и Ro-Ro перевозки между эксклавом и основной территорией России. Это обеспечило бы местным производителям, например, тому же «Автотору», альтернативные маршруты поставок продукции в обход Литвы и Белоруссии с их неоднозначной тарифной политикой >>>>
Что касается другого проекта по созданию глубоководного порта – в Архангельске, то в ходе Петербургского международного экономического форума-2013 губернатор Архангельской области Игорь Орлов сообщил ИАА «ПортНьюс», что данный проект взаимосвязан со строительством железнодорожной ветки Белкомур, поэтому потенциальные инвесторы глубоководного района порта ожидают определенности по данному вопросу. Более подробно об этом проекте и о Белкомуре мы писали в предыдущей статье >>>>
МТУ ждет вердикта
Что касается «Мурманского транспортного узла» (МТУ), то, как рассказала губернатор Мурманской области Марина Ковтун в ходе III Межународного форума «Арктика: настоящее и будущее» в декабре 2013 года, инвесторы МТУ («Порт Лавна» и «Роснефть») готовы приступить к реализации проекта, как только он получит положительное заключение Главгосэкспертизы, что должно произойти в ближайшее время.
Как пояснила ИАА «ПортНьюс» глава Мурманской области, «Роснефть» стала ключевым инвестором региона. В Рамках МТУ на западном побережье Кольского залива данная компания планирует построить нефтеналивной терминал. Кроме того, в ее планах – создание базы обеспечения шельфовых проектов на базе 82-го судоремонтного завода, а также, возможно, освоение месторождения «Мурманское», о чем более подробно читайте в опубликованном ранее интервью с Мариной Ковтун >>>>
В определенной мере это могло бы стать заменой Штокману – пожалуй, самому крупному «фантому», замороженному на неопределенный срок, о чем было объявлено еще в 2012 году. За текущий год ситуация с ним не изменилась, правда, в апреле 2013 года заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов заявил, что Штокмановский проект ни в коем случае не будет выведен из числа приоритетных проектов отрасли. Однако только на разработку технической концепции его реализации потребуется более 3 лет. Напомним, в рамках проекта предполагалось, в частности, строительство морского перегрузочного комплекса в Териберке.
«Печора СПГ» наткнулся на либерализацию
На «статус» фантомного проекта стал активно «претендовать» и проект создания в Ненецком автономном округе (НАО) плавучего завода по сжижению газа «Печора СПГ». Напомним, как сообщалось ранее, плавучий завод по сжижению газа планировалось разместить в районе Индиги, к нему должен вести трубопровод с месторождений у Печоры длиной 300 км. Порт Индига планировался как глубоководный порт с естественными глубинами порядка 17 м. Инвестором проекта является группа компаний «Аллтек». Завод планировалось построить к 2018 году.
Однако, как рассказал ИАА «ПортНьюс» в декабре 2013 года губернатор НАО Игорь Федоров, из-за того, что либерализация экспорта СПГ коснулась лишь ограниченного круга компаний, данный проект может быть продан одной из них. По его словам, проект может заинтересовать «Роснефть», «Новатэк», «Зарубежнефть», а также «Газпром» - то есть те компании, которые имеют право прямого экспорта СПГ.
По мнению Игоря Федорова, реализация проекта могла бы также иметь социальное значение для Мурманской области, куда может поставляться газ с этого проекта.
Однако заинтересует ли «Печора СПГ» указанные компании или нет – это еще вопрос. Ведь у всех них, кроме «Зарубежнефти», уже имеются собственные проекты строительства заводов СПГ.
Виталий Чернов.