Проекты создания особых экономических зон портового типа (ПОЭЗ) в Мурманской области и Хабаровском крае «споткнулись», в первом случае, о «заморозку» Штокмановского проекта, во втором – о недостаточную пропускную способность БАМа. Да и сами стивидорные компании относятся к идее ПОЭЗ без особого энтузиазма: по мнению участников рынка, зоны следует создавать не в портах, а вокруг них, причем управляться они должны регионами, а не федеральным центром.
Есть ли жизнь без Штокмана
Проект создания в Мурманской области ПОЭЗ изначально был рассчитан на резидентов, ориентирующихся на освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. Об этом в ходе заседания Экспертного совета при совете Росморречфлота на прошлой неделе сообщил и.о. министра экономического развития Мурманской области Дмитрий Соснин. По словам Соснина, из-за неопределенности со Штокманом крупные инвесторы не пришли в ПОЭЗ, в настоящее время имеются лишь три заявки от рыбоперерабатывающих предприятий. Однако общий штат данных компаний (около 150 чел.) и объем продукции, которую они собираются выпускать, не окупит затраты на создание ПОЭЗ.
Между тем, в Мурманской области к настоящему времени уже разработана концепция создания ОЭЗ, которая согласована с Минэкономразвития, приняты проект планировки, план обустройства и материально-технического развития. Создается управляющая компания ПОЭЗ. Предусмотрены и средства для внесения в управляющий капитал данной компании.
По мнению Соснина, отсутствие интереса со стороны крупных инвесторов к ПОЭЗ связано с тем, что для стивидорных компаний, занимающихся не переработкой, а перевалкой грузов, участие в ПОЭЗ не приносит особых экономических преференций, а льготы по налогам на имущество и на прибыль могут предоставляться и без участия в зонах. В качестве примера чиновник привел проект строительства угольного терминала в порту Лавна. Если этот терминал захочет стать резидентом ПОЭЗ, то никаких льгот не получит, поскольку будет заниматься только перевалкой груза, но в то же время ему придется отдать свой участок в оперативное управление управляющей компании зоны. «Смысла в этом никакого нет», - уверен Дмитрий Соснин.
Далее, полагает представитель Мурманской области, довольно странной выглядит ситуация, когда преференции резидентам ПОЭЗ предоставляются за счет региональной части налогов на имущество и прибыль, а решения о предоставлении статуса резидента при этом принимаются на федеральном уровне. «Если мы говорим о том, что преференции предоставляет субъект, финансовую ответственность несет субъект, то и решения по резидентам и управлению зоной должен принимать субъект, но никак не федералы», - полагает Дмитрий Соснин.
Советская Гавань уперлась в БАМ
Вторая ПОЭЗ в России располагается в Советской Гавани (Хабаровский край). По словам выступившей в ходе заседания Экспертного совета Росморречфлота заместителя министра экономического развития и внешних связей Хабаровского края, начальника управления по координации особых экономических зон и комплексных проектов Валентины Григорьевой, создание ПОЭЗ в Хабаровском крае затянулось более чем на 1,5 года из-за экономического кризиса 2008 года, а также отсутствия практики создания ПОЭЗ в России, несовершенства законодательства в сфере создания и функционирования ПОЭЗ.
Вместе с тем, за период 2010-2012 годы правительством Хабаровского края совместно с Минэкономразвития России была выполнена вся подготовительная работа по созданию ПОЭЗ.
Начать развитие ПОЭЗ в крае предполагается с наиболее инфраструктурно обеспеченного мыса Марии, затем мыса Муравьева с возможным расширением зоны на Ванино.
Уже имеются и потенциальные инвесторы. На мысе Марии это такие компании, как ООО «Советско-гаваньский морской торговый порт» (ООО «Петропавловск-Черная Металлургия», г. Москва), которое планирует построить железорудный терминал мощностью 7,1 млн тонн в год. Для обеспечения требуемой глубины портового терминала предусматривается строительство на мысе Марии выносного причала протяженностью 216 м.
Второй потенциальный инвестор - ООО «Морской порт Новая Советская Гавань» (ОАО «Росагроснаб», г. Москва), которое планирует строительство зернового терминала мощностью 2,5 млн тонн и контейнерного мощностью 3,36 млн тонн (в TEU не указывается), а также рыбоперерабатывающего комплекса. Компанией планируется создание насыпной искусственной площадки для увеличения полезной площади мыса Марии и эффективного размещения терминальных сооружений. Минимальная площадь вновь образуемого земельного участка составляет более 2 га.
После строительства железнодорожной ветки к мысу Муравьева, который имеет большие глубины акватории и прямой выход в море, планируется начать реализацию второго этапа развития Советско-Гаванской ПОЭЗ.
Интерес к размещению терминалов на мысе Муравьева проявляют ООО «Дальневосточная производственная стивидорная компания» (дочернее предприятия ООО «Трансхимэкпорт», г. Москва) с планом строительства зернового терминала мощностью до 3 млн тонн и маслоэкстракционного завода и ОАО «Терминал», планирующий размещение угольного терминала мощностью 10 млн тонн в год.
В связи с извилистой береговой линией мыса Муравьева может также потребоваться спрямление изгиба путем создания насыпной территории.
Ориентировочная стоимость совокупных затрат, с учетом мероприятий по развитию средств навигационного оборудования, гидрографическими и гидрогеологическими изысканиями в период строительства объектов резидентов ПОЭЗ в Советской Гавани оценивается в 1 млрд руб. Общая площадь Советско-Гаванской ПОЭЗ может быть расширена до 450 га.
Кроме того, правительством края по инициативе крупных российских компаний (ОАО «СУЭК», ОАО «Мечел», ОАО «Сахатранс», ФПГ «Базовый элемент» и ООО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация») в феврале 2013 года в Минэкономразвития России подана заявка о расширении территории Советско-Гаванской портовой ОЭЗ за счет включения территории Ванинского морского порта. Общая площадь территории Ванино-Совгаванской ПОЭЗ будет составлять около 2000 га.
Тем не менее, все эти планы упираются в недостаточность пропускной способности Байкало-Амурской магистрали (БАМа), которая, даже с учетом реализации инвестпрограммы ее расширения до 2020 года, окажется меньше требуемой потенциальными резидентами ПОЭЗ (требуется порядка 125 млн тонн в год). В связи с этим, как полагают в региональном министерстве, выделение бюджетных средств на развитие железнодорожной инфраструктуры является вопросом приоритетного значения.
Кому это нужно?
Впрочем, на наш взгляд, интерес инвесторов к стивидорным проектам на Дальнем Востоке вызван не фактом существования там Советско-Гаванской ПОЭЗ, а перспективностью экспорта сырьевых товаров на рынки Азиатско-Тихоокеанских стран. И данные стивидорные проекты будут осуществляться вне зависимости от наличия или отсутствия там ПОЭЗ, которая, скорее, становится всего лишь еще одним инструментом в борьбе за выход к морю и привлечение госфинансирования под развитие инфраструктуры для своих проектов.
Так, по мнению директора представительства Ассоциации морских торговых портов (АСОП) в Москве Александра Шиманского, российские стивидорные компании не ощущают острой потребности в создании ПОЭЗ. По его словам, стивидорные компании и так имеют необходимые им преференции, а вхождение в ПОЭЗ лишь оборачивается дополнительной бюрократической работой.
С Дмитрием Сосновым, в свою очередь, согласен и исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. По его словам, основная проблема ПОЭЗ состоит в излишней централизации управления ими. По мнению Жусупова, основные полномочия по управлению ПОЭЗ должны передаваться из федерального центра на места.
При этом, как полагают в АСОП, ОЭЗ разумно создавать не в самих портах ради стивидорных компаний, которым эти зоны особо и не нужны, а скорее вокруг порта – для развития сопутствующих перерабатывающих производств и сервисов. И это вовсе не обязательно должны быть зоны портового типа.
Виталий Чернов.