Сергей Барышников: «Две истории сплелись в одну»
Об объединении двух крупных вузов отрасли: Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (ГМА) и Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций (СПГУВК) в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал ректор объединенного Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) Сергей Барышников.
- Сергей Олегович, как Вы оцениваете состоявшуюся реорганизацию? Какие в ней «плюсы», «минусы»?
- Прежде всего, хочу напомнить, что после проведения процедуры инаугурации буквально одним из первых указов президента России стал указ о реформе образования. Это говорит о том, какое большое внимание уделяется в правительстве данным вопросам, что вполне закономерно. В этом указе совершенно четко был задан вектор, определявший направление, в котором мы должны двигаться, поэтому дальнейшие события, которые происходили в различных министерствах, укладывались в рамки этого направления.
Но я хотел бы обратить внимание на то, что министерство транспорта России еще до этого с упреждением начало преобразования в своем ведомстве, так как они назрели и были необходимы. Получилось так, что Минтранс находится на самом острие этой политики. Я бы еще сказал, что особенно это относится Росморречфлоту, который еще несколько лет назад начал процедуру реорганизации. В системе Минтранса именно «водники» первыми начали преобразования в образовании. Это началось с того, что были присоединены средние учебные заведения к высшим.
Еще два года назад на совете по образованию Росморречфлота было принято решение проработать целесообразность укрупнения, объединения высших учебных заведений. В частности, я и начальник Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова Валерий Михеев выступили за объединение ГУВК и ГМА им. адм. С.О. Макарова. Я подчеркиваю, что еще 2 года назад начали рассматривать эти вопросы. Эти 2 года ушли на то, чтобы сама процедура объединения была наиболее безболезненной для сотрудников и учащихся и привела не к ухудшению, а к улучшению ситуации в образовательной деятельности. Также в этот период решались имущественные вопросы. Два года на совете по образованию и на совете Росморречфлота неоднократно заслушивалось вопросы по объединению университета и академии. В результате было принято решение: один город – одно учебное заведение. Я об этом так долго говорю потому, что иногда говорилось о том, что решение было принято спонтанно. Но никакого спонтанного решения не принималось, вопрос действительно всесторонне изучался, в результате пришли к выводу, что объединению – быть.
Приказ министра транспорта России Максима Соколова о том, чтобы приступить к процедуре объединения вышел 11 сентября 2012 года. Был разработан график объединения, по которому мы работали. График находился в правовом поле, т.е. все процедуры были выполнены в соответствии с законодательством. Мы строго следовали этому графику, отставания не было ни на один день, и в результате 28 декабря 2012 года объединение произошло. Учебные заведения объединились под названием Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Таким образом, вузы укрепили друг друга, что позволит нам двигаться вперед.
Таким образом, объединились и две материально-технические базы. А ведь в развитие тех или иных направлений обоих вузов вкладывались значительные средства. У академии им. Макарова – это знаменитая тренажерная база, которая получила очень большое развитие. В университете, в свою очередь, есть много уникальных лабораторий, в частности – самый большой в учебных заведениях страны опытовый бассейн длиной 120 м, гидротехническая лаборатория и так далее. Можно еще много примеров приводить.
А самое главное - мы вели параллельную подготовку по одним и тем же специальностям и теперь, объединив усилия, особенно по плавательским специальностям, мы сможем выйти на качественно новый уровень и готовить более квалифицированных специалистов, в которых так нуждается отрасль.
Речи о том, чтобы объединить в одни группы речников и моряков не идет. Будут обучаться все в своих группах, там где и обучались. Но постепенно, в течение нескольких лет в эксплуатационной сфере мы заменим студенческую на курсантскую подготовку. Это только повысит качество подготовки плавсостава: моряков и речников. Самое главное, мы полнее обеспечим кадрами суда смешанного река-море плавания.
Напомню, мы перешли на обучение по стандартам 3-го поколения. По стандартам 3-го поколения основная базовая подготовка у моряка и речника одна и та же – 75% судовождение, а 25% - специализация. Теперь поступающие в вуз будут обучаться по стандартам 3-го поколения, но кто был принят по прежним стандартам - будут выпускаться по ним. Специализации эти: «морское судовождение», «морское и на внутренних водных путях» и «судовождение на внутренних водных путях».
При выпуске по новым стандартам у выпускника расширяется диапазон, где он может найти себе работу в нашей стране. Очень хотелось бы готовить кадры для нашей страны, а не работать на западные, круинговые компании. Хочется готовить кадры для таких предприятий как «Совкомфлот», «Газфлот», «Северо-Западное пароходство» и так далее. Эти компании являются наиболее передовыми и развитыми, они действительно озабочены качественной подготовкой специалистов.
- Повлечет ли реорганизация сокращение численности преподавателей и сотрудников?
- Контрольные цифры набора суммируются, соответственно, требуется соответствующее число преподавателей. Также необходимо соответствующее количество учебно-вспомогательного персонала. Поэтому речи о каких-либо сокращениях нет и быть не может.
Сокращения преподавателей не будет в силу того, что, во-первых, ощущается их дефицит, во-вторых, многие из них находятся в достаточно почтенном возрасте. Может быть, им придется переориентироваться, вероятно, будет небольшое перераспределение часов, но они все будут востребованы, задействованы. Учитывая, что у нас несколько учебных городков, возможно, что один или два раза в неделю им придется проводить занятия в другом учебном городке.
- Уточните, пожалуйста, а это общее число студентов и курсантов на перспективу сохранится или будет сокращаться?
- Сохранится. Единственное, что мы будем все больше и больше отходить от непрофильных специальностей. Такие специальности появились тогда, когда были трудные времена, нужно было выживать, было недофинансирование. Мы постепенно, доучив студентов и курсантов, одну за другой их закроем. По профильным же специальностям напротив, планируется увеличение набора, а также открытие новых специальностей.
- Поясните, пожалуйста, что это за непрофильные специальности?
Например, в СПГУВК мы закрыли специальность «культурология», отходим от ряда других. Здесь надо все взвесить и если это мешает развитию основных специальностей, то от этого надо отходить. Если не мешает, то надо организовывать обучение таким образом, чтобы это работало именно на отрасль.
- В объединенном вузе все-таки будут курсанты или студенты? И каким образом они будут проходить обучение? Как мы знаем, в ГМА Макарова курсанты находились на полном государственном обеспечении, т.е. они получали бесплатное проживание, питание, обмундирование, сохранится ли это в созданном ГМУРФ им. Макарова?
- Сейчас вышел документ, где четко определено, что курсантами называются учащиеся плавательских специальностей, они будут обеспечиваться проживанием, обмундированием и питанием и т.д. Те, кто не являются учащимися плавспециальностей, будут называться студентами и пока ходить в свободной форме одежды. Но мы будет двигаться в направлении полного перехода на форменную одежду.
В составе университета первое, что мы будем создавать – это институт, который будет называться Морская академия, таким образом мы сохраним «Морскую академию». Тогда как по новому закону академий, как учебных заведений, не должно быть за исключением тех, которые занимаются дополнительным профессиональным образованием. Таким образом, в составе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова будет действовать морская академия, где будут сконцентрированы все эксплуатационные специальности, на которых будут учиться курсанты. Таким образом, будет разделение на эксплуатационные и береговые специальности. Замечательно то, что в одном учебном заведении будет сконцентрирована подготовка по всем специальностям, которые обеспечивают работу флота. Примеры подобных учебных заведений есть и в мире, и в нашей отрасли.
- У морской академии будет свой руководитель?
- Да, будет начальник академии. Эту должность займет первый проректор – начальник академии Николай Алексеев. Но над созданием академии мы еще должны поработать. Решение будет принято Ученым советом.
- Расскажите, что будет с «модной» специальностью транспортного менеджмента?
- Так как была подготовка и в одном и в другом вузе по этой специальности, то логично будет ее объединить. При этом нужно выпустить учащихся, которые принимались на прежних условиях, а новый набор делать уже объединенный.
Конечно, нам достаточно много предстоит поработать, ведь это не так все просто связать. Хотя у нас есть опыт и умения, ведь мы присоединяли достаточно много средних учебных заведений несколько лет назад. В СПГУВК имеется 4 средних учебных заведения, в ГМА им. адм. С.О. Макарова – 2. У объединенного вуза теперь есть 6 средних учебных заведений. Объединение со средними учебными заведениями было сделано для создания вертикально-интегрированного образовательного комплекса. Таким образом, учащийся мог, поступив на обучение по программам среднего профессионального образования (СПО) идти на программы высшего профессионального образования (ВПО), потом послевузовское обучение – аспирантура. Такая система работала несколько лет, пока не вышел новый закон, где эта схема была немного нарушена тем, что отсрочку от армии давали только один раз. То есть, если учащийся воспользовался отсрочкой на СПО, то переходя на ВПО его могли забрать в армию. При этом, по нашему опыту могу сказать, что лишь 10% учащихся после армии возвращались на дневное обучение, основная масса шла на заочное или не возвращалась совсем. В результате наших усилий и работы с Министерством образования сейчас принято решение, что те, кто обучается по специалитету, то есть те, кто переходит из среднего учебного заведения в высшее, получают вторую отсрочку от армии. Таким образом, этот вопрос снят для плавательских специальностей.
Однако при этом Министерством образования отменена сокращенная форма обучения. Те, кто переходил из среднего учебного заведения в высшее могли обучаться 4 года вместо 5. Сокращение происходило за счет того, что перезачитывали практику, полученную при обучении в среднем учебном заведении. Напомню, что в нашей отрасли помимо учебного диплома дается еще и рабочий диплом. Получился абсурд – мы за одну парту сажаем «желторотика», который бак от кормы отличить не может, что такое румпель - для него вопрос, а клотик он будет искать в районе, где находится кок и т.д. и достаточно подкованного уже специалиста, который несколько лет обучался по программам СПО, имеет необходимые документы для работы в должностях среднего звена. Они садятся за одну парту подобно тому, как после войны за одну парту садились ветераны войны, прошедшие все фронты и обычные выпускники. Хочу обратить внимание на то, что если бы сохранилась сокращенная форма обучения, то государству удалось бы сэкономить как минимум 20% расходов на подготовку кадров. Возможно, со временем нам удастся «достучаться» и объяснить это.
- Что будет со средними учебными заведениями?
- Решение о том, будут ли объединяться средние учебные заведения, будет приниматься на Ученом совете. Нужно взвесить все «за» и «против» как с точки зрения набора и выпуска, так и с точки зрения того, какие специальности нужно поддержать в университете. Надо действовать по принципу «не навреди». Но самое главное – это потребности заказчика - судовых компаний. Есть уже наработанные формы сотрудничества с ними.
- В следующем году приемная комиссия будет одна работать?
- Да, одна, но это не исключает того, что может быть несколько площадок. И раньше в СПГУВК колледж имел свою площадку. Ведь часто с абитуриентами приезжают родители, которые хотят посмотреть, где будет проходить обучение, посмотреть экипажи, учебные аудитории.
- Каков запланирован объединенный набор в следующем году?
- Общий объединенный набор составит 1,5 тыс. человек по всем специальностям. Сейчас обучается 20-25 тыс.
- Что будет с материально-технической базой вузов: зданиями, учебно-береговой базой, парусными судами? Все ли они сохранятся в новом объединенном университете?
- Все сохраняется. И парусник «Мир», и яхты мы будем объединять в один большой яхт-клуб для того, чтобы было развитие в этом направлении.
- Почему вы используете формулировку «объединение», тогда как в приказе по объединению было указано «реорганизация в форме присоединения академии к университету»?
- Я сознательно не упоминаю слово «присоединение». Я подчеркиваю - «объединение», в какой форме – это чисто технический вопрос. Форма «присоединения» позволила сейчас нам вовремя выплатить аванс сотрудникам, у нас есть уверенность в выплате заработный платы, стипендий и так далее. Я подчеркиваю, две значимые истории сплелись в одну, в какой форме – это технический вопрос. Зато многие вопросы и проблемы мы смогли решить тем, что некоторые счета остались рабочими и через них мы могли управлять финансами, тогда как в вузах, где происходило слияние, эти счета были парализованы на определенный период.
Кстати, решение о том, кто возглавит факультет или подразделение университета принимается не по принципу, кто к кому присоединен, а по принципу кто имеет больше заслуг, достижений. Таким образом, очень многие руководители подразделений назначены из числа сотрудников ГМА им. адм. С.О. Макарова.
- А есть те, кто уволился?
- Есть, но это единицы и по личному желанию, никакого массового увольнения нет.
Я проехал специально все городки, где встретился с сотрудниками, а потом и с курсантами, отвечал на все их вопросы. На встречах с курсантами я просил всех командиров покинуть аудитории для того, чтобы остаться с ними один на один. Таким образом, курсанты задавали спокойно любые вопросы, которые их волновали. Такие встречи станут регулярными - примерно раз в 2 месяца. Какие-то вопросы учащихся я принимаю просто как поручения. Если где-то в аудитории холодно, то тут обсуждать нечего, в этих условиях надо найти решение для того, чтобы люди не замерзали.
- Расскажите, как прошел первый ученый совет с участием Александра Давыденко?
- На заседании Ученого совета руководитель Росморречфлота Александр Давыденко обратился с напутственной речью к членам совета с пожеланиями и наставлениями как работать, в каком направлении двигаться. Это было краткое выступление, так как оно предваряло лекцию, которую он прочитал в другом помещении, где присутствовали уже не только члены совета, но и преподаватели и курсанты. Лекция была прочитана мастерски, слушалась на одном дыхании. У Александра Давыденко колоссальная эрудиция и отличное знание проблем отрасли. Главной мыслью лекции было то, что курсанты и студенты являются нашим будущим.
- Как руководство оценило состоявшееся объединение?
- Этот вопрос лучше обратить к руководителям. Могу сказать одно - у нас не было срыва ни одного пункта, не было отставания ни по одному вопросу, а кое-где наблюдалось опережение. Все было выдержано в соответствии с графиком.
Интервью подготовили:
Надежда Малышева
Маргарита Бабкова