Ненецкий автономный округ приобретает все более важное значение в связи с активизацией судоходства по Севморпути и освоением Арктики. Об инфраструктурных проектах региона – проекте «Печора СПГ», перспективах Варандейского терминала и Нарьян-Марского порта, возрождении поселка Амдерма и других проектах в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал губернатор НАО Игорь Федоров.
- Игорь Геннадьевич, каковы планы развития Нарьян-Марского морского порта и причины, по которым вы просили остановить процесс его приватизации?
- Оба этих вопроса, на самом деле, тесно связаны между собой. Администрация Ненецкого автономного округа вышла с инициативой приостановки процедуры приватизации именно для того, чтобы стали возможными планы развития порта.
В минувшем году Росимущество выставило Нарьян-Марский морской торговый порт на торги. В рамках программы приватизации госактивов в этом списке были и другие портовые комплексы страны. Порт Нарьян-Мара – это достаточно компактный комплекс портовых сооружений в дельте Печоры, примерно в 100 км от её впадения в Северный Ледовитый океан. В период навигации сюда доставляются грузы по морю, главным образом, из Архангельска и по реке из Республики Коми для строительства, снабжения всем необходимым коммунального хозяйства округа, топливо - в рамках Северного завоза, оборудование, техника и материалы для нефтяных месторождений, непортящиеся товары в магазины округа. Здесь стоит отметить и всё возрастающие объемы перевалки – в округе ведётся активное жилищное и социальное строительство, обустраиваются новые нефтяные месторождения, строится спасательный центр МЧС, идёт модернизация энергосистемы, соответственно, растёт грузооборот. По итогам 2012 года порт рассчитался с долгами, с повестки дня снят вопрос о банкротстве предприятия, хотя ещё несколько лет назад это казалось неизбежным.
В нынешней ситуации, на наш взгляд, необходимости продажи порта уже нет. Более того, порт играет важное стратегическое значение, а продажа порта в частные руки поставило бы под вопрос стабильное снабжение огромной и стратегически важной территории Арктической зоны России. Законы бизнеса за Полярным кругом работают слабо. Именно поэтому мы за счёт бюджета поддерживаем потребкооперацию для стабильного снабжения населения округа продуктами и товарами. Монополизм в любой сфере в лице частника, отсутствие альтернативы могут дать непредсказуемый результат. Осознавая это, я был вынужден обратиться к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой о приостановке процедуры приватизации порта. Ненецкий округ готов сделать предприятие окружным, если собственник в лице Росимущества согласится передать в собственность НАО акции НММТП. С одной стороны - это нагрузка на бюджет, но с другой стороны это позволит создать стабильные условия для работы порта. По такому же пути из кризиса удалось вывести два других стратегических для региона предприятия: ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» и ОАО «Нарьян-Марстрой».
- Каковы возможности размещения в Амдерме аварийно-спасательного центра и базы обеспечения судоходства по Северному морскому пути?
- Необходимость создания аварийно-спасательной базы в Амдерме продиктовано двумя причинами: географической и стратегической. В западной части Арктики нет более удобного места для размещения спасательных сил быстрого реагирования для работы на трассах Севморпути от Мурманска до Новой Земли и в Карском море, для оказания экстренной помощи терпящим бедствие кораблям и судам, танкерам, нефтяникам, работающим на шельфе Печорского моря и в перспективе на шельфе Карского. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на карту...
Посёлок Амдерма, расположенный намного севернее Мурманска – это оставшийся в наследство от ПВО мощный аэропортовый комплекс, способный даже сегодня принимать любые типы самолётов, это гидрометеорология и собственный морской порт, пусть и небольшой. Это - компактный населённый пункт на створе Карских ворот – самом узком месте Севморпути, это - глубоководная бухта Морозова для отстоя судов в шторма. Таким образом, Амдерма - стратегически важное место на карте Арктики. Даже Нарьян-Мар, где сегодня полным ходом идёт строительство спасательного центра МЧС, не подходит для этой роли в полной мере.
Ненецкий автономный округ ведёт достаточно активную политику по возрождению Амдермы. Потребовалось время, чтобы заручиться поддержкой федерального центра. Как результат - в 2012 году бывший военный аэродром переведён в статус федерального казённого предприятия и за этот год есть ощутимые результаты. Здесь за год сделано больше, чем за все предыдущие 15 лет! Мы ведём планомерную работу по привлечению федерального финансирования на утилизацию лома в Амдерме, на модернизацию порта. Со своей стороны мы приложили немало усилий для модернизации коммунального хозяйства посёлка: смонтирован новый водовод, заменены линии электропередач, установлены современные дизель-генераторы, проведён ремонт жилфонда. Вся эта малозаметная работа необходима для очередного рывка вперёд. У посёлка прекрасные перспективы.
- Расскажите, пожалуйста, о проекте «Печора СПГ» - на каком он этапе реализации, какие дальнейшие шаги?
- В минувшем году проект прошёл прединвестиционные исследования, которые показали, что добыча, сжижение и транспортировка природного газа с территории Ненецкого автономного округа с последующей отправкой на экспорт танкерами-газовозами технически осуществима. Специалистами ОАО «Гипроспецгаз» было рассмотрено и проанализировано 12 вариантов реализации проекта. В результате проект признан технически реализуемым, экономически эффективным и коммерчески привлекательным по всем рассмотренным вариантам. Он предусматривает строительство завода для производства сжиженного природного газа, который не только пойдет на экспорт, но и что особенно для нас важно, будет использован для газификации населенных пунктов региона, позволит создать новые рабочие места.
В декабре 2012 года на расширенном заседании Координационного совета объединений Российского Союза промышленников и предпринимателей Северо-Западного федерального округа мой доклад о перспективах реализации проекта «Печора СПГ» вызвал большой интерес. Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко поддержал нас в этом начинании и предложил провести презентацию проекта в полпредстве.
Наша работа в этом направлении тесно перекликается с установками руководства страны. На итоговом заседании Государственного Совета в декабре 2012 года речь шла о привлечении инвестиций в экономику регионов. Президент страны обозначил круг обязанностей региональных властей, в который входит и поиск инвесторов. Работа Администрации НАО, начатая в этом направлении практически четыре года назад, только-только стала приносить первые результаты, хотя мы понимаем, что для реализации данного проекта, масштабы которого выходят далеко за пределы нашего региона, потребуется ещё многое предпринять. По оценкам группы компаний «АЛЛТЕК», ввести завод в эксплуатацию предполагается к концу 2018 года. Частные инвестиции на реализацию проекта составят до $12 млрд.
- Насколько будут ощутимы для региона налоги, получаемые от деятельности МЛСП «Приразломная»?
- На сегодняшний день на платформе идут пуско-наладочные работы. Добыча нефти должна начаться в 2013 году и только с момента ввода объекта в эксплуатацию налог на имущество начнёт поступать в региональный бюджет, так как в апреле 2012 года МЛСП была зарегистрирована в морском порту Нарьян-Мара.
Планируемый объём отчисляемых налогов позволит округу поддерживать на должном уровне степень социальной защищённости населения и решать вопросы развития инфраструктуры региона. Суммы налога будут существенными.
- Ожидаете ли вы роста перевалки нефти через Варандейский терминал?
- Уникальный в своём роде Варандейский терминал был сдан в эксплуатацию в 2008 году. Он рассчитан на перевалку 12,5 млн тонн нефти в год. В 2008 году через терминал было отгружено 1,7 млн тонн нефти, фактическая загрузка терминала в 2009 году составила 7,5 млн тонн, в 2010 году – 7,4 млн тонн, в 2011 году – 4 млн тонн, что было вызвано резким падением добычи на Южно-Хыльчуюском месторождении.
В 2012 году НК «ЛУКОЙЛ» построил нефтепровод с Харьягинского до Южно-Хыльчуюского месторождения мощностью 4 млн тонн нефти в год. Ввод в эксплуатацию этого нефтепровода позволит увеличить загрузку Варандейского терминала за счет подключения месторождений разрабатываемых компанией «ЛУКОЙЛ»: Харьягинского, Инзырейского, в перспективе им. Юрия Россихина и других, расположенных в зоне деятельности компании. Кроме этого, в 2013 году ОАО «АНК Башнефть» планирует начать пробную эксплуатацию месторождения имени Романа Требса, расположенного к востоку от Варандея с добычей 300 тыс. тонн. При транспортировке нефти компания также планирует использовать мощности Варандейского терминала. В будущем возможно и подключение к транспортной схеме терминала других нефтяных компаний, что может значительно повысить загруженность северного варианта, но это зависит от тарифной политики владельцев терминала и компании «Транснефть», а также от договоренностей между компаниями, ведущими добычу нефти на территории Ненецкого округа. Терминал имеет техническую возможность увеличить пропускную способность до 25 млн тонн нефти в год.
- Каковы планы Администрации Ненецкого автономного округа по развитию транспортной инфраструктуры региона?
- Для Ненецкого автономного округа это, пожалуй, самый острый на сегодня вопрос, так как на настоящий момент практически единственный вариант выехать за пределы округа – самолётом. Сегодня нам приходится навёрстывать упущенное и вкладывать значительные средства в развитие транспортной инфраструктуры. Мы серьезно продвинулись в решении вопроса окончания строительства дороги Нарьян-Мар – Усинск. За все предыдущие годы в строительство этого объекта вложено в ценах 2012 года свыше 20 млрд руб. Учитывая исключительную социальную значимость сообщения округа с федеральной сетью автодорог и наличие проекта, прошедшего государственную экспертизу, я обратился к председателю правительства России Дмитрию Медведеву с предложением поручить Минтрансу России перераспределить ассигнования Федерального дорожного фонда в целях завершения строительства автодороги Нарьян-Мар – Усинск, на что требуется 6 млрд 700 млн руб. Перспективы окончания строительства дороги Нарьян-Мар – Усинск я оговаривал на встрече с советником президента России Игорем Левитиным, который поддержал наши предложения.
Подписав Дополнительное соглашение к договору с Архангельской областью, округ получил право с 1 января 2013 года осуществлять строительство не только автодороги Нарьян-Мар – Усинск, но и дороги Нарьян-Мар – Тельвиска, строительство которой началось в декабре 2012 года, Несь – Мезень, чтобы замкнуть запад округа на Архангельскую область. Активное дорожное строительство ведут в приграничном Усть-Цилёмском районе наши коллеги – Республика Коми.
Что касается более отдаленной перспективы, то в числе приоритетных проектов – строительство железнодорожной ветки от Воркуты до Амдермы через Усть-Кару. Проект представляется перспективным в свете активизации судоходства по Севморпути и освоению новых месторождений на шельфе Печорского и Карского морей. Ещё одна линия: Сосногорск – Индига. Эта трасса связана с освоением газоконденсатных месторождений в округе.
Но пока говорить о сроках реализации и ориентировочной стоимости таких масштабных проектов в Заполярье преждевременно.
Беседовал Виталий Чернов.