• 20 ноября 2012

    Налив на Север

    Порты Северного морского бассейна в обозримой перспективе могут показать наиболее динамичный прирост грузооборота наливных грузов. Это может произойти как за счет восстановления объемов перевалки нефтеналивных грузов через существующие мощности, так и благодаря реализации новых проектов добычи углеводородов и созданию морских терминалов по их экспорту.

    Старые кони нефть не испортят

    По данным Минэнерго и Ассоциации морских торговых портов, порядка 80%  российской нефти в настоящее время экспортируется через морские порты России. Доля нефтепродуктов, экспортированных через порты, составляет 55-60% от общего объема производства. При этом объем перевалки нефти и нефтепродуктов через арктические порты России не превышает 4%.

    В настоящее время перевалка нефти в Арктическом бассейне ведется, преимущественно, через танкер-накопитель «Белокаменка» (Мурманск, принадлежит «Роснефти») и терминал Варандей («ЛУКОЙЛ»). Если говорить о «Белокаменке», то за 10 месяцев 2012 года объем перевалки снизился в 3,3 раза – до 1,8 млн тонн нефти.  

    Снижаются и показатели Варандея: так, за 10 месяцев 2012 года объем перевалки нефти через терминал сократился на 34,6% - до 2,3 млн тонн.


    Тем не менее, есть основания и для оптимизма. Дело в том, что снижение показателей здесь было связано с истощением месторождения Южного Хыльчую, которое «ЛУКОЙЛ» разрабатывал совместно с американской ConocoPhilips (в результате вышедшей из проекта). Однако с введением в строй трубопровода с Харьяги (строительство которого завершено в начале октября 2012 года) объемы перевалки через Варандей будут восстанавливаться. Годовая производительность трубопровода составляет 4 млн тонн, он предназначен для транспортировки товарной нефти с терминала «Север-ТЭК» (Харьяга) на пункт сдачи-приема нефти «Южное Хыльчую» с последующей сдачей нефти в межпромысловый нефтепровод «Южное Хыльчую-Варандей». Использование трубопровода также способно снизить затраты на транспортировку нефти по Балтийской трубопроводной системе (БТС). Вопрос лишь в том, насколько реально будет заполнен новый трубопровод. По данным за октябрь 2012 года уже можно наблюдать рост объемов перевалки нефти через терминал Варандей. Так, в октябре текущего года через Варандей было перевалено 421 тыс. тонн, что в 1,5 раза больше показателя октября 2011 года.

    Так как нефть с Варандея поступает на «Белокаменку», то и мурманский танкер-накопитель начинает получать дополнительный грузооборот. Конечно, помимо Варандея, на «Белокаменку» оказывает непосредственное влияние уровень добычи «Роснефтью» т. н. «северной нефти», который в последние годы сокращался. Тем не менее, потенциал месторождений «северной нефти» еще далеко не исчерпан и с вводом в оборот новых месторождений можно будет ожидать и роста перевалки через «Белокаменку».

    Что касается нефтепродуктов, то здесь хорошую динамику показывает терминал «РН-Архангельскнефтепродукт». За 10 месяцев 2012 года его грузооборот вырос на 44% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года и составил 1,89 млн тонн. Нефтепродукты поставляются не только на экспорт, но и для целей бункеровки в портах Архангельск, Онега и Мурманск.

    Кроме того, в Мурманске летом 2012 года был установлен танкер-накопитель нефтепродуктов «Натали», принадлежащий ОАО «Мурманское морское пароходство», грузоподъемностью 143 тыс. тонн, который используется, в том числе, для бункеровок.

    Менее радужно выглядит ситуация в порту Витино. Здесь грузооборот за 10 месяцев 2012 года снизился на 13,4% - до 3,12 млн тонн. Со строительством газоконденсатного терминала «НОВАТЭКа» в порту Усть-Луга (Ленобласть), груз этой компании из Витино может уйти.

    Нордические амбиции


    Тем не менее, основные перспективы северного налива связаны не с восстановлением объемов перевалки через существующие мощности, а со строительством новых. В первую очередь, здесь идет речь о создании нового порта Сабетта в рамках проекта добычи и сжижения газа «Ямал-СПГ» (инвесторы – «НОВАТЭК» и французская Total). В настоящее время ФГУП «Росморпорт» уже приступило к дноуглубительным работам по данному проекту. Предполагается, что объем экспорта сжиженного природного газа (СПГ) через порт Сабетта (Ямал) по Севморпути к 2017 году составит 5 млн тонн в год. В перспективе ожидается выход на объем в 20-25 млн тонн в год. Отметим, что в настоящее время экспорт СПГ через морской терминал в России ведется только на Сахалине.

    Объем грузооборота Сабетты может стать еще выше, если будет построен железнодорожный отвод от существующей железной дороги Обская — Бованенково на Ямале. Об этом шла речь в ноябре 2012 года в ходе встречи президента России Владимира Путина с главой «НОВАТЭКА» Леонидом Михельсоном. По словам Михельсона, это «даже менее вопрос, где взять инвестиции, а более вопрос тарифов, вопрос того, чтобы был единый тариф и за все перевозки отвечало РЖД. Вопрос реальный. Если там будет железная дорога, то это будет многопрофильный порт».

    Другой северный проект морского терминала СПГ – Териберка (Мурманская область). Морской экспортный терминал Териберка будет спроектирован под перевалку СПГ в рамках проекта освоения Штокмановского месторождения. Предполагается, что общая производительность двух линий сжижения завода СПГ, который предполагается построить в рамках Штокмановского проекта, составит 7,5 млн тонн в год, что сделает предприятие одним из самых больших в мире. После сжижения, СПГ по специальным трубопроводам поступит на хранение и последующую отгрузку в танкеры СПГ. Между тем, реализация Штокмановского проекта пока заморожена. С другой стороны, от него никто не отказывался, так что здесь можно надеяться на долгосрочную перспективу. Более того, в конце октября 2012 года президент России Владимир Путин заявил, что строительные работы по проекту планируется начать до 2017 года, а инвестрешение по нему будет принято «в ближайшее время».

    Если говорить о Мурманске, то здесь может появиться береговой комплекс по перевалке нефтеналивных грузов. О целесообразности его строительства ранее заявлял первый заместитель губернатора области Алексей Тюкавин. «В ближайшее время можно ожидать роста объемов перевалки через Мурманский порт нефти с арктических месторождений ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ООО «Газпром добыча шельф»… Поэтому сегодня, на мой взгляд, проект строительства берегового терминала для перевалки нефти и нефтепродуктов не потерял свою актуальность», - сказал Тюкавин.

    В целом, при условии реализации всех заявленных проектов, доля портов Арктического бассейна в общем объеме перевалки нефтепродуктов морскими терминалами России может вырасти до порядка 15% в перспективе до 2030 года.

    Виталий Чернов.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен