Сталкеры особых зон
На сегодняшний момент в России создана ПОЭЗ «Советская гавань», а также существует проект создания ПОЭЗ в Мурманской области. Однако «Советская гавань» за отсутствием резидентов может быть закрыта, а проект ПОЭЗ в Мурманской области – умереть, так и не родившись. Впрочем, ситуация может исправиться в течение ближайших месяцев.
«Советская гавань» остается советской
ПОЭЗ «Советская Гавань» создана в 2010 году на территории Хабаровского края. Ее площадь составляет 290 га (с возможностью последующего расширения до 450 га). Инвесторам ПОЭЗ предоставляются налоговые льготы: нулевые ставки по налогам на имущество, на землю, транспортному налогу , иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС. Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной власти на региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет. Резидентам дается гарантия неизменности налоговых льгот в течение срока существования особой экономической зоны.
Тем не менее, зона не имеет резидентов, что угрожает ее закрытием. По мнению министра экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктора Калашникова, это связано с плохим администрированием со стороны федеральных структур. Так, по его словам, приводимым пресс-службой администрации края, ОАО «ОЭЗ» задерживает сроки разработки проекта планировки, плана обустройства территории ПОЭЗ, перечня инфраструктурных объектов. Это не позволяет заключить соглашения о ведении деятельности с резидентами.
Кроме того, от своевременной разработки этих документов зависит и схема развития железнодорожных подходов в ПОЭЗ.
Для более эффективного управления этими процессами необходимо на региональном уровне создавать компании, которые бы управляли особыми зонами. Соответствующие предложения правительство края уже направляло в федеральные органы власти.
«В прошлом году внесены поправки в федеральный закон №116-ФЗ, позволяющие создавать региональные управляющие компании с долей частных инвестиций в уставном капитале. В отдельных ОЭЗ начинают привлекаться иностранные компании, имеющие опыт в управлении такими зонами, и частные компании – резиденты этих же ОЭЗ. Но механизм создания региональных УК еще надо дорабатывать. Ряд регионов – Псковская и Томская области начинают двигаться в этом направлении, в том числе и Хабаровский край», - отметил Виктор Калашников.
На первом этапе предлагается начать освоение наиболее инфраструктурно обеспеченной площадки на мысе Марии в южной части ПОЭЗ. Здесь на размещение бизнеса претендуют две российские компании, подававшие заявки в Минэкономразвития России. ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» (дочерняя компания ООО «Петропавловск-Черная Металлургия», г. Москва) планирует строительство экспортного железорудного терминала мощностью 7,1 млн тонн в год. ООО «Морской порт Новая Советская Гавань» (дочерняя компания ОАО «Росагроснаб», г. Москва) намерено осуществить строительство экспортного зернового терминала мощностью 2,5 млн тонн в год, рыбоперерабатывающего завода на 55 тыс. тонн в год и контейнерного терминала мощностью до 280 тыс. TEUs. Обе компании начнут перевалку грузов с 2015 года с постепенным выходом морских терминалов на проектную мощность к 2019 году. Общий грузопоток на экспорт может достигнуть 13 млн тонн в год к 2025 году.
На втором этапе намечено развитие участка ПОЭЗ на мысе Муравьева, который расположен в северной части залива Советская Гавань. Заинтересованность в размещении бизнеса на мысе Муравьева проявляет ряд российских и иностранных компаний: ООО «Дальневосточная производственная стивидорная компания» (дочерняя компания ООО «Трансхимэкспорт», г. Москва) с проектом строительства зернового терминала мощностью 4 млн тонн в год, а также ООО «Терминал» (ОАО «Ростоппром», г. Москва) – строительство специализированного угольного терминала мощностью 10 млн тонн в год.
Виктор Калашников подчеркнул, что принципиальным для развития ПОЭЗ является создание судоремонтной и судостроительной базы. С этой целью правительство края активно контактирует с иностранными инвесторами. В частности, с июля 2011 года ведется системная работа с корейской компанией «Ханаро Шипбилдинг Лтд.» с целью приобретения действующего судоремонтного завода ООО «Дальневосточная судоремонтная корпорация» в бухте Курикша.
По мнению заместителя министра транспорта России Виктора Олерского, ПОЭЗ в Советской Гавани имеет перспективы, но для ее успешного развития необходимо увеличить пропускную способность железной дороги, без которой не будет обеспечен приемлемый уровень грузопотока, интересный инвесторам. «Думаю, некое развитие сейчас возможно, с открытием в ноябре Кузнецовского тоннеля добавляется 20 млн тонн в год пропускной способности, что будет служить дополнительным аргументом для инвесторов… Определенный интерес появляется, поскольку все хорошие места уже разобраны, а грузооборот портов постоянно растет», - прокомментировал заместитель министра.
Он отметил, что, в частности, в данном районе хочет строить терминал крупный иностранный инвестор – южнокорейская металлургическая компания Posco, представители которой уже интересовались соответствующими возможностями в Минтрансе России.
Север ждет транзит
Что касается проекта Мурманской ПОЭЗ, то, как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» министерстве экономического развития России, перспектив у него нет, поскольку правительство региона ничего не делает для создания соответствующей инфраструктуры. А без нее инвесторы в зону не придут.
У регионалов своя правда – по словам источника ИАА «ПортНьюс» в правительстве области, создание ПОЭЗ приведет к сокращению налоговых отчислений в и без того дефицитный бюджет, а при этом правительству придется потратить значительные суммы на создание инфраструктуры. Транзитной перевалки в Мурманске нет, а для обычных экспортеров или импортеров, а тем более каботажников, зона не предоставляет никаких привилегий. Некий интерес остался лишь у рыбоперерабатывающих предприятий. При этом компании могут получить льготы по налогам, в том числе связанным с портовой деятельностью, и без механизма ПОЭЗ.
Как, в свою очередь, ИАА «ПортНьюс» прокомментировали в ОАО «Мурманский морской рыбный порт», данная компания подтверждает свои намерения по вхождению в ПОЭЗ. Однако на сегодняшний день, говорят в компании, не определены четкие границы ПОЭЗ, а также не выполнены работы по инвентаризации земельных участков и объектов имущества и постановке их на кадастровый учет.
В предполагаемых границах размещения ПОЭЗ на территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт» осуществляют различные виды деятельности около 80 собственников объектов имущества, из которых 3 собственника направили в адрес «Мурманского морского рыбного порта» официальный отказ от вхождения в портовую зону, а 6 собственников по данному вопросу вообще не приняли никакого решения.
По мнению Виктора Олерского, в нынешних условиях большого смысла введения режима ПОЭЗ в Мурманске действительно нет, однако ситуация может измениться в связи с реализацией проекта Мурманского транспортного узла. «Нет таких льгот в ПОЭЗ, которые могли бы заинтересовать будущих стивидоров, если не будет сделано самое главное – созданы подходы и другая инфраструктура, - прокомментировал на днях Олерский в ходе закладки ледокола для ФГУП «Росморпорт» в Выборге. - Этим мы сейчас занимаемся в рамках проекта Мурманского транспортного узла. Сейчас заканчиваем проектирование и, я думаю, что уже в следующем году начнется большая стройка, которая будет касаться в первую очередь железнодорожных подходов. Может быть, подвижки в этом направлении подтолкнут инвесторов стать резидентами зоны. Посмотрим в течение ближайших нескольких месяцев».
Таким образом, проекты образования ПОЭЗ в России несколько опередили события – сами по себе льготы никому не нужны без соответствующего грузопотока, которому, в свое время, требуется инфраструктура и обеспечение гарантированной пропускной способности подходов к портам. Пока же таких гарантий нет, резиденты в зоны не придут.
Виталий Чернов.