Проекты строительства на Дальнем Востоке новых верфей с участием иностранного капитала оказались свернуты. Вместо этого руководство ОСК заявляет о чисто российском проекте по строительству Комплекса крупнотоннажного судостроения в районе Большого Камня и новой верфи в бухте Пяти Охотников.
Заграница не поможет
При прежнем президенте ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Романе Троценко были заявлены два проекта на Дальнем Востоке с участием иностранного капитала – строительство верфей «Звезда DSME» и «Восток Раффлз» (совместно с соответствующими южнокорейской и сингапурской компаниями). Идея была хорошей – за счет привлечения ведущих судостроительных корпораций мира получить новые технологии и их опыт в крупнотоннажном судостроении. Однако, как ИАА «ПортНьюс» и предполагал, кризис в мировом судостроении, связанный с перепроизводством судов, сделал для иностранных партнеров нецелесообразным инвестирование в расширение мощностей, да еще и на территории другой страны (при низкой загрузке в собственных странах) с передачей России своих технологий и опыта. И если еще в августе президент ОСК Андрей Дьячков сообщил в беседе с ИАА «ПортНьюс», что корпорация намерена переформатировать программу строительства двух указанных верфей, то в ходе церемонии закладки ледокола 25 МВт для ФГУП «Росморпорт» 10 октября 2012 года говорилось лишь о чисто российском проекте – создании судостроительного комплекса на базе завода «Звезда» в районе Большого Камня, с возможным последующим строительством отдельной верфи в бухте Пяти Охотников в перспективе 2020 года.
Как рассказал, отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс», Андрей Дьячков, строительство Комплекса крупнотоннажного судостроения будет вестись в четыре этапа. Первый этап уже реализуется – в его рамках ведется строительство корпусозаготовительного цеха общей площадью в 60 тыс. кв м., завершить которое планируется в 2013 году. Второй этап, приступить к которому также предполагается в 2013 году, включает в себя создание тяжелого стапеля, который позволит строить крупнотоннажные суда на дальневосточном судостроительном заводе «Звезда». На третьем этапе предполагается создание сухого дока.
Верфь в бухте Пяти Охотников (четвертый этап) будет ориентирована на выполнение заказов по строительству бетонных оснований и верхних строений морских платформ для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и месторождений Ямала. Сроки ее строительства будут взаимосвязаны с ходом их освоения, отметил Андрей Дьячков. Отметим в этой связи, что реализация Штокмановского проекта была отложена на неопределенный срок.
Проект создания Комплекса крупнотоннажного судостроения на Дальнем Востоке был поддержан заместителем председателя правительства России Дмитрием Рогозиным в ходе его недавнего визита в регион. По словам Рогозина, на создаваемом судостроительном комплексе планируется строить арктические суда, танкеры и газовозы водоизмещением до 300 тыс. тонн – такого производства в России еще нет.
В пресс-службе ОСК ИАА «ПортНьюс» пояснили, что участие в данном проекте иностранных партнеров «на данном этапе» не предусмотрено, однако в будущем им могут быть предложены определенные схемы участия в проекте. «Та же южнокорейская DSME – лидер в области строительства газовозов, поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве с ними», - сказал представитель ОСК. Что касается самостоятельных проектов «Звезда DSME» и «Восток Раффлз», то они, фактически, свернуты.
Отметим, что «Дальневосточный судостроительный завод «Звезда»» специализируется на ремонте и модернизации подлодок и строительстве относительно небольших судов – рефрижераторов, траулеров, судов вспомогательного флота. Хватит ли у предприятия опыта и квалифицированных кадров для организации крупнотоннажного производства и имеются ли у ОСК необходимые технологии для этого?
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» заместитель генерального директора ЦНИИ МФ Сергей Буянов, Россия в принципе способна реализовать такой проект своими силами, однако с соответствующими иностранными партнерами это получилось бы значительнее быстрее. «В России на «Адмиралтейских верфях» уже есть возможность строительства судов водоизмещением в 70 тыс. тонн, так что нет особых проблем организовать производство более крупных – нужно только построить соответствующие мощности. А опыт и компетенция у российских судостроителей есть», - сказал эксперт.
Виталий Чернов.