Проект освоения Штокмановского месторождения заморожен, Приразломного – отложен. В то же время, две крупнейшие российские компании – «Газпром» и «Роснефть» заключили соглашение о сотрудничестве в освоении шельфа. По мнению аналитиков, Россия от освоения морских месторождений в любом случае не откажется.
А мы пойдем на север. Неспеша
На проекты освоения шельфовых месторождений сделаны крупные ставки в транспортной отрасли страны. Ведь они подразумевают создание береговой инфраструктуры, развитие портов, судоходства, под них планируется строить новые верфи и развивать существующие. Между тем, добыча углеводородов в море, да еще и в арктических условиях – трудная и капиталоемкая задача. Пойти на нее можно только при трех условиях – истощении запасов сырья в более доступных местах, наличии геополитической необходимости, а также достаточных средств и ресурсов. Первые два условия практически сформировались: России жизненно важно начать добывать углеводороды на новых месторождениях ввиду истощения старых, а обострение конкуренции держав за Арктику делает необходимым с геополитической точки зрения как можно быстрее развивать и осваивать этот регион. С другой стороны, газоконденсатные месторождения на Ямале позволили несколько снять остроту проблемы истощения ресурсов – не случайно проект «Ямал СПГ» получил приоритет, о чем мы более подробно писали ранее >>>>
Штокмановский же проект – наиболее крупный, но и самый дорогой. По разведанным запасам природного газа месторождение на сегодняшний день является одним из крупнейших в мире. Геологические запасы составляют 3,9 трлн куб м газа и около 56 млн тонн газового конденсата. Программа разработки месторождения предусматривает полный цикл освоения месторождения - от исследований до переработки и транспортировки и рассчитана на три фазы. Первая фаза освоения предусматривает добычу 23,7 млрд куб м природного газа в год. Сложность заключается в том, что газ придется добывать при глубине моря в 340 м на расстоянии в 550 км от берега, в экстремальных погодных условиях, годовым диапазоном температур от −50 до +33 °C и наличием айсбергов весом до 4 млн тонн. Проект предусматривает создание береговой логистической базы в районе Териберки и строительства целого флота судов арктического класса.
С целью привлечения финансирования и технологий под проект, требующий огромных инвестиций, к участию в нем были приглашены французская Total и норвежская Statoil. Однако, в первой половине августа стало известно о выходе Statoil из проекта (хотя и с оговорками о принципиальной заинтересованности в нем в будущем), а в конце августа о том, что и сам проект отложен на неопределенный срок.
«Газпром» также отложил начало добычи на другом шельфовом месторождении – Приразломном. Запасы нефти Приразломного месторождения составляют 72 млн тонн, что позволяет достичь годового уровня добычи 6,6 млн тонн. В качестве причин торможения проекта называется недостаточная подготовленность к аварийным разливам нефти.
Нордическая судьба
Между тем, Россия продолжает демонстрировать принципиальную заинтересованность в освоении шельфа, несмотря на все возникающие сложности. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе «Газпрома», компания продолжает переговоры по реализации Штокмановского проекта.
Более того, на днях между «Газпромом» и «Роснефтью» было заключено соглашение о совместном освоении шельфа, а между «Газпромом» и «Суммой» - о создании инфраструктуры по бункеровке судов сжиженным природным газом (СПГ) в Северных морях.
На освоение шельфовых месторождений рассчитано и российское судостроение – так, «Объединенная судостроительная компания» (ОСК) заявляла о планах строительства на о. Котлин (Санкт-Петербург) верфи, которая специализировалась бы на строительстве судов арктического класса. Верфи, ориентированные на освоение шельфа, планировалось строить и на Дальнем Востоке.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, можно утверждать, что проект Штокмана всё равно будет реализован. Он отметил, что норвежская и французская компания заявили в своей заинтересованности в проекте и дальнейшем сотрудничестве с «Газпромом». Вероятнее всего, состав акционеров может не измениться, а лишь дополниться ещё одним иностранным акционером, что было бы наиболее выгодным вариантом для всех участников проекта, полагает эксперт. Дмитрий Баранов уверен, что причины откладывания Штокмановского проекта – в его ориентированности на будущий рынок, а не в конкуренции с «Ямалом СПГ» или со сланцевым газом.
По мнению начальника аналитического отдела ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Николая Подлевских, «привлекательность и большие запасы месторождения, проведенные подготовительные работы, разработанный проект и растущая готовность к освоению месторождения позволяет утверждать, что Штокман все же будет осваиваться».
«Да, сначала мы будем тратить деньги, так как проект такого масштаба может реализовываться только постепенно, - продолжает Дмитрий Баранов. - Но зато потом, когда начнётся добыча нефти и газа с арктического шельфа, эти инвестиции многократно окупятся».
Как бы то ни было, Россия хотя и медленно, но все-таки приступает к освоению северных месторождений. Старт «Ямалу СПГ» и Приразломному уже дан, от Штокмана принципиально пока тоже никто не отказался.
Виталий Чернов.