• 3 сентября 2012

    «Высоцкий» взял глубину

    ООО «Порт Высоцкий» приступило к обработке судов типоразмера Panamaх. Первое судно дедвейтом более 80 тыс. тонн было загружено у причала с дозагрузкой на внешнем рейде 21-24 августа 2012 года. На сентябрь уже имеются две заявки на обработку аналогичных по размеру и дедвейту судов.


    Работа по-крупному


    Конъюнктура рынка – отсутствие положительной динамики спроса на уголь в Европе, а также острая конкуренция с прибалтийскими угольными терминалами заставляет отечественные стивидорные компании искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Главным аргументом в этой борьбе является способность принимать крупные суда, ведь чем большее по вместимости судно может обработать порт, тем ниже затраты клиента на перевозку тонны угля и тем обширнее география поставок.

    Первоначально в порту Высоцк (Ленинградская область) можно было обрабатывать суда дедвейтом не более 25 тыс. тонн. Однако благодаря дноуглубительным и иным работам, осуществленным ФГУП «Росморпорт», подходной канал и акватория порта были углублены до 12,7 м. Максимальная осадка принимаемых судов увеличилась с 9,3 м до 11,9 м, что позволяет принимать большегрузные суда дедвейтом свыше 80 тыс тонн.  Для облегчения захода судов в порт подходной канал был расширен на 50 м. Сегодня его ширина составляет 200 м. На подходах к порту выставлено специальное навигационное оборудование, которое облегчает заход судов в темное время суток, в том числе и световые буи. В настоящее время порт может принимать суда и в ночное время суток.

    Хотя суда типоразмера Panamax, имеющие дедвейт более 70 тыс. тонн, в настоящее время могут подходить к причалам, но загрузить их полностью у причалов невозможно из-за недостаточной глубины, поэтому руководство стивидорной компании предложило своим клиентам использовать технологию дозагрузки судов таких размеров на внешнем рейде, с использованием вспомогательного судна-челнока. Именно таким способом было загружено первое судно типоразмера Panamaх GOLDEN SPRING. Данное судно водоизмещением 83 730 тонн прибыло в Высоцк 19 августа в  20:30 мин. Грузовые  операции начались  в тот же день.  Погрузка производилась пятью портальными кранами. 21 августа на максимальную проходную осадку у причалов Высоцкого порта было загружено 58 654 тыс тонн угля.  В течение 22 и 24 августа на внешнем рейде с судна-челнока на Panamax была произведена дозагрузка  еще 16 598  тыс тонн угля. Общий объем погруженного угля составил 75 252 тонн. Общая продолжительность погрузки составила четверо суток и 10 часов. В 8:30 24 августа GOLDEN SPRING направился в порт назначения Имменгем (Великобритания). Ранее суда из Высоцка шли в порты Балтики, таким образом, география поставок расширилась за счет возможности обработки судов Panamax.

    Как рассказал ИАА «ПортНьюс» председатель совета директоров ООО «Порт Высоцкий» Олег Филатов, компания намерена обрабатывать суда типоразмера Panamax регулярно и на сентябрь 2012 года уже имеются две заявки на обработку таких судов.

    В июле текущего года в Высоцке «Росморпортом» был построен стометровый открылок 1-го причала. Передача его в эксплуатацию ООО «Порт Высоцкий» позволит принимать у причалов угольного терминала два судна типоразмера Panamax одновременно, что серьезно увеличит возможности стивидорной компании. В настоящее время возможна одновременная погрузка до трех судов у причалов, одно из которых может иметь типоразмер Panamax.

    По словам Олега Филатова, перспективы ООО «Порт Высоцкий» связаны, в первую очередь, с конкуренцией с прибалтийскими угольными терминалами Риги, Вентспилса, Таллинна, причем скорость обработки судна в российском порту уже не ниже, чем в том же Вентспилсе, где расположен один из самых современных угольных терминалов. Ближайшая задача российской компании - увеличить грузооборот до 4,5-5 млн тонн в год. На ее решение сегодня направлено техническое перевооружение порта и оптимизация внутренней логистики. В частности, в апреле и июне 2012 года в порту были введены в эксплуатацию новые перегружатели Mantsinen 120R, позволяющие увеличить выгрузку угля из вагонов  и потребляющие до 30% меньше топлива.

    Однако дальнейшее развитие порта ограничено пропускной способностью железной дороги, которая на текущий момент составляет лишь 5 млн тонн в год. Для ее увеличения необходимо строительство железнодорожной ветки Лосево-Каменногорск в обход главного Выборгского хода, что значительно увеличит пропускную способность железной дороги. Это позволит как нарастить экспорт угля через Высоцк, так и реализовать планы по диверсификации обрабатываемых терминалом грузов. 

    Отметим, что европейский рынок угля, в отличие от азиатско-тихоокеанского, достаточно узок и не демонстрирует высокой динамики роста. Более того, конец 2011 – первый квартал 2012 года показали снижение объема экспорта угля в Европу. Поэтому конкуренция за возможность перевалки российского угля между портами Балтики крайне высока. Одна из главных задач, поставленных государством в области развития морских портов, состоит в обеспечении перевалки российских внешнеторговых грузов через отечественные же терминалы, для снижения зависимости от сопредельных стран и развития собственной экономики. Со стороны моря государством и бизнесом соответствующие меры уже предприняты, слово – за железной дорогой.

    Виталий Чернов.




Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен