Генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО) Коджи Секимицу (Koji Sekimizu) по приглашению министерства транспорта посетил Россию (Санкт-Петербург) с официальным визитом, рассказав об ограничении содержания серы в бункерном топливе, проблемах пиратства, представительстве России в Организации, Полярном кодексе и других актуальных вопросах судоходной отрасли.
Генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО, IMO) Коджи Секимицу (Koji Sekimizu) посетил Россию с официальным визитом, который прошел в морской столице Балтики - Санкт-Петербурге. Глава ИМО произвел символический полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости и нанес визит в Российский международный регистр судоходства. Программой визита предусмотрено его участие в 65-й сессии Совета Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО), где Российский морской регистр судоходства председательствует в этом году. В ходе визита г-н Секимицу ответил на вопросы ИАА «ПортНьюс» и представителей других отечественных СМИ.
Сам визит был посвящен, в том числе, обсуждению вопросов по подготовке Полярного кодекса, который напрямую затрагивает национальные интересы России в связи с развитием судоходства по Северному морскому пути. Как рассказал Коджи Секимицу (Koji Sekimizu), принятие Полярного кодекса ожидается в ближайшие годы. Кодекс будет содержать технические требования к судам, которые ходят в ледовых условиях. В настоящее время существуют лишь рекомендации к характеристикам судов, которые не носят обязательного характера. При этом Конвенции SOLAS (по охране человеческой жизни на море) и MARPOL (по предотвращению загрязнения окружающей среды судами) остаются глобальными и универсальными, они распространяются, в том числе, на моря, покрытые льдами. Поэтому каких-то дополнительных международных Конвенций, которые устанавливали бы особые правила судоходства в полярных условиях, отличные от требований вышеуказанных конвенций, принимать не планируется.
Другой вопрос, затрагивающий национальные интересы России как морской державы, состоит в ее представительстве в Секретариате ИМО. Россия по понятным причинам стремится увеличить количество своих экспертов в Секретариате. Как прокомментировал Коджи Секимицу (Koji Sekimizu), отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс», ИМО является маленькой по количеству сотрудников организацией в системе ООН, в которой работает всего около 300 человек, из которых 120 - морские эксперты. При этом из России в Секретариате работает 7 экспертов, из которых 2 в статусе старших экспертов. Между тем, членами Организации является 170 государств, и каждое стремится увеличить свое представительство в ней. В связи с этим, генеральному секретарю сложно удовлетворить пожелание всех государств, желающих направить своих представителей для работы в ИМО. Но в то же время Коджи Секимицу (Koji Sekimizu) пообещал, что будет стремится к увеличению количества российских специалистов, работающих в Организации.
«Россия обеспечивает серьезное представительство в ИМО, но я надеюсь, что вы понимаете, как сложно удовлетворить пожелания всех участников организации. Русский язык является официальным языком ООН, а Россия – очень важной морской державой. Поэтому в будущем мы планируем привлекать для работы в организации больше представителей России», - пояснил Коджи Секимицу (Koji Sekimizu).
Важной проблемой, волнующей судоходную отрасль, является ужесточение требований к содержанию серы в бункерном топливе. Напомним, что с 1 января 2015 году в зонах особого контроля выбросов серы (ECA), в число которых входит Балтийское море, уровень содержания серы в бункерном топливе снизиться до 0,1%. Это приведет к необходимости поиска альтернатив привычным видам топлива, которое будет более дорогим. В судоходной отрасли опасаются, что это может привести к снижению конкурентоспособности морского транспорта. Как прокомментировал эти опасения Коджи Секимицу (Koji Sekimizu), отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс», по его мнению снижения объемов морских перевозок все же не произойдет. Более того, генеральный секретарь ИМО прогнозирует их удвоение в перспективе ближайших 40 лет (в предыдущие 40 лет, по данным ИМО, показатель вырос в 4 раза). С комментарием Коджи Секимицу (Koji Sekimizu) на эту тему можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Глава ИМО также отметил, что Организация рассматривает новые меры для снижения вредного воздействия на окружающую среду от морского транспорта.
Наконец, затрагивая тему борьбы с пиратством, генсек ИМО отметил, что необходимо принятие международного регламента, который бы регулировал правила поведения вооруженной охраны на судах. Недавно Комитет по безопасности на море (Maritime Safety Committee) Международной морской организации принял временное руководство, регулирующее пребывание вооруженной охраны на судне. Было принято принципиальное решение, что за применение оружия такой охраной несет ответственность капитан судна.
В целом можно отметить, что сам по себе визит главы ИМО в Россию показателен - это означает, что голос страны при разработке международного морского законодательства, напрямую затрагивающего российские национальные интересы, не остается неуслышанным.
Брифинг генерального секретаря ИМО Коджи Секимицу (Koji Sekimizu) для журналистов был организован ИАА «ПортНьюс».
Виталий Чернов.