По словам Игоря Левитина, пропускные возможности длиннейшей в мире Транссибирской магистрали «уже полностью исчерпаны, БАМ уже сейчас является лимитным». С этой целью предполагается построить вторую очередь на БАМе для транспортировки полезных ископаемых из северных регионов России.
Согласно проекту Минтранса России, Транссиб должен быть скоростной магистралью для контейнерных и пассажирских перевозок, а БАМ нужно расширить и отдать для грузового сообщения. При этом «БАМ должен заканчиваться крупным морским портом Ванино на 500 млн тонн», пояснил Игорь Левитин. При разработке технико-экономического обоснования БАМа и определения его экономической окупаемости предусматривалось, что по магистрали будут провозиться грузы именно до порта Ванино. Прежде всего, это должен быть уголь.