НО «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров» (ВАРПЭ) считает необходимым усовершенствовать регулирование деятельности по перевозке рыбной продукции, говорится в сообщении Ассоциации.
Проведённый ВАРПЭ анализ показывает, что в настоящее время регулирование деятельности, связанной с перевозкой рыбной продукции из районов промысла в порты, не имеет необходимого эффективного регулирования в законе о рыболовстве и подзаконных нормативно-правовых актах. Вместо этого, применяется подход, когда деятельность транспортных судов по перевозке рыбной продукции рассматривается как форма промышленного рыболовства в форме перегрузки, транспортировки и выгрузки уловов водных биоресурсов. Данный подход приводит к установлению избыточных требований к транспортным судам, которые являются заведомо невыполнимыми при осуществлении такой деятельности за пределами российской юрисдикции. Необходимо разработать и внести изменения в закон о рыболовстве, которые устранят данное несоответствие и будут предусматривать отдельное регулирование деятельности, связанной с перегрузкой в море и перевозкой рыбной продукции, а не уловов водных биоресурсов. Такой подход позволит разделить эти два вида деятельности и применить разные требования к судам рыбопромыслового флота, используемым для их осуществления.
Кодекс торгового мореплавания (КТМ) предусматривает несколько типов судов, объединённых понятием «суда рыбопромыслового флота», в том числе «суда, используемые для рыболовства» и «приёмотранспортные суда». Очевидно, согласно положениям КТМ приемотранспортное судно не является судном, используемым для рыболовства. Данное положение необходимо отразить и в законодательстве в области рыболовства, выделив приемотранспортные суда в отдельную категорию судов рыбопромыслового флота и установив отдельные требования к таким судам при работе в районах российской юрисдикции и за её пределами. В частности, при работе за пределами российской юрисдикции могут устанавливаться требования к флагу судна, участвующего в перегрузке рыбной продукции в море, предусматривающие участие государства флага в той или иной международной организации (например, НЕАФК и т.д.) или участие в международных договора с Российской Федерацией в области рыболовства, что позволит обеспечить получение ключевых данных о перевозимой рыбной продукции. В рамках такого регулирования судно, осуществляющее добычу (вылов) водных биоресурсов, может быть ограничено в праве перегружать рыбную продукцию на транспортные суда в море, за исключением транспортных судов под флагами определённых государств.
Очевидно, что перегрузка в море и перевозка рыбной продукции из района промысла в порт является элементом риска в части контроля за соблюдением российского законодательства в области рыболовства судами, осуществляющими (добычу) вылов водных биоресурсов. Для этих целей необходимо проанализировать необходимость внесения изменений в законодательство в области рыболовства в части отчётности судна, осуществляющего добычу (вылов) водных биоресурсов, при перегрузке такой продукции в море на транспортное судно и прослеживаемости рыбной продукции до момента выгрузки в порту или прохождения иных операций по оформлению такой рыбопродукции в порту (ввоз и вывоз без выгрузки и т.д.).
Применение санкций к транспортным компаниям за использование иностранных судов для перевозки рыбной продукции в российские и иностранные порты, а также к российским рыбопромысловым компаниям за несоблюдение требований к транспортным судам за пределами российской юрисдикции окажет деструктивное влияние на развитие российского рыбохозяйственного комплекса, так как: сделает невозможным или существенно ограничит возможность российского рыбопромыслового флота осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия международных договоров РФ за пределами российской юрисдикции; создаст условия для смещения промысловой деятельности российских судов из районов, предусматривающих обязательную доставку уловов водных биоресурсов и рыбной продукции на территорию РФ; сократит объёмы поставок рыбной продукции из районов промысла за пределами российской юрисдикции в морские порты на территории РФ; увеличит расходы российских рыбодобывающих компаний в связи с необходимостью доставки и выгрузки рыбной продукции в иностранные порты непосредственно судном, осуществляющим добычу (вылов) водных биоресурсов, оплаты услуг по обработке груза рыбной продукции и его хранения на иностранном холодильном складе.
Более подробно с анализом ВАРПЭ законодательства в этой сфере можно ознакомиться в приложенном файле >>>>