1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Ушел из жизни Евгений Васильевич Зубарев

9 февраля 2018   10:43

Ушел из жизни Евгений Васильевич Зубарев

Заслуженный работник транспорта Российской Федерации Евгений Васильевич Зубарев 8 февраля 2018 года умер после скоротечной болезни в возрасте 79-лет.

Евгений Зубарев родом из Московской области. В Северо-Западное речное пароходство (СЗРП) он был направлен в 1960 году, после окончания судоводительского отделения Ленинградского речного училища (ЛРУ), для работы третьим помощником капитана-вторым помощником механика судов Ленинградской РЭБ флота пароходства. Довелось даже работать на буксирах, имеющих котлы с высоким давлением. На глазах молодого судоводителя происходила техническая революция — паровые двигатели заменялись на дизельные.

В течение ряда лет Евгений Васильевич трудился на Лен. РЭБ электромонтёром, мастером, электромехаником-наставником и одновременно учился на вечернем отделении Ленинградского института водного транспорта, который окончил в 1966 году. Спустя 4 года Евгений Васильевич был назначен начальником планово-экономического отдела этого предприятия, а в январе 1973 года – заместителем начальника по флоту. Отработав в этой должности менее года, молодой талантливый руководитель,  разносторонний специалист Евгений Зубарев по рекомендации начальника СЗРП Семёнова Н.И. и секретаря парткома Полтавченко С.П. возглавил одно из крупнейших предприятий транспортного объедения СЗРП – пассажирский порт.

Руководил пассажирским портом Евгений Зубарев вплоть до 1980 года. В годы его работы на предприятии был построен речной вокзал и гостиница, РЭБ пассажирского флота в Уткиной заводи, причалы на Валааме и городах Ленинградской области, обустроена  инфраструктура для паромной переправы «Ломоносов — Кронштадт».
            
В 1980 году Семёнов Н.И. предложил Евгению Васильевичу занять должность главного инженера СЗРП.

В начале восьмидесятых годов продолжилось интенсивное развитие берегового хозяйства и флота «река-море» плавания, начатое при начальнике СЗРП Н. И. Семенове. В должности главного инженера Евгению Зубареву пришлось заняться решением задач глобального масштаба. Например, он был направлен от Минсудпрома в Финляндию с целью выбрать одно-два крупных судоремонтных предприятия, наиболее оптимальных для ремонта наших судов смешанного «река-море» плавания. В качестве председателя государственной комиссии он неоднократно принимал новые проекты судов «СТК» в Германии, а также теплоходы серии «Ладога» с подъемной рубкой, суда комплексной переработки отходов («СКПО») в Финляндии.

В ноябре 1990 года Евгений Зубарев сменил  на посту начальника  Северо-Западного пароходства В.Н. Фомина, получившего назначение представителем Минречфлота в Финляндии.  

Важным фактором, осложнившим транспортную деятельность пароходства в начале девяностых годов, стал распад внешнеэкономических торговых связей, существовавших в СССР. В этой ситуации в СЗП возникла проблема загрузки судов. Для  её обеспечения в пароходстве был сформирован фрахтовый отдел из лучших капитанов, менеджеров коммерческой службы, экономистов, которые были направлены для обучения брокерскому делу за границу.  
 
Сложнейшим делом стала и приватизация пароходства с его 18-ти хозяйственными субъектами в четырёх областях Северо-Запада. СЗРП было первым предприятием, которое осуществило ее в транспортной отрасли. В начале 1992-го в СЗП работало более 17,5 тыс. человек. На балансе предприятия имелось много социальных объектов, от которых пришлось впоследствии освобождаться.

С распадом СССР прекратились и централизованные поставки флота. Поэтому в 1991-1992 годах специалистами пароходства под руководством Евгения Зубарева была разработана программа нового судостроения, направленная на замену физически и морально устаревшего флота. В марте 1994 года руководство СЗП направило  заявку в ЕБРР с технико-техническим обоснование строительства судов смешанного «река-море» плавания типа «Балтийский-201» (получивших впоследствии имена известных русских писателей) на Волгоградском ССЗ. До этого СЗП не имело опыта работы с западными кредитными организациями, поэтому переговоры шли непросто. Разработка кредитной документации была закончена в декабре 1994 года. Это был настоящий «прорыв» к западным источникам финансирования, повторить который не удалось ни одному речному пароходству. Строительство серии из 10-ти судов была завершено в 1998 году.

Кредит Европейского банка реконструкции и развития потребовал коренной перестройки в работе финансово-экономических служб пароходства, адаптации бухгалтерской и финансовой отчётности к требованиям западных стандартов, проведению ежегодного аудита деятельности СЗП ведущими западными аудиторско-консалтинговыми фирмами. Это была бесценная школа профессионального мастерства сотрудников пароходства. А кредит ЕБРР способствовал укреплению имиджа ОАО «СЗП» как надёжного партнёра  среди грузовладельцев и других инвесторов.

Евгений Васильевич руководил компанией до апреля 1998 года, затем работал в СЗП до 2012 года, в должности президента, советника управляющего директора. Почти 15 лет, до последних дней своей жизни,  он занимался  очень ответственной общественной работой – возглавлял Ассоциацию владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, где представлены 12 крупных компаний. Являясь членом Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга, принимал активное участие в разработке документов, регулирующих деятельность водного транспорта.

Все последние годы Евгений Васильевич оставался сопричастным к жизни коллектива пароходства. Работники пароходства и ветераны вспоминают Евгения Васильевича с теплотой и благодарностью. А результаты его созидательного труда на многие десятилетия останутся в памяти следующих поколений моряков и речников.

Коллектив ИАА «ПортНьюс» выражает соболезнования родным, близким и коллегам Евгения Васильевича. Светлая память об этом замечательном человеке навсегда сохранится в наших сердцах.

Прощание с Евгением Васильевичем Зубаревым состоится 12 февраля в 11.00 в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга по адресу: Никольская пл. д. 1.