Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС) должен был вступить в силу еще в июле этого года, но затянувшаяся подготовка нормативных документов, обеспечивающих его применение, послужила причиной переноса срока на полгода (с 1 января 2018 года). Сейчас российских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) больше всего волнуют два вопроса: вступит ли кодекс в силу, ведь российский закон о таможенном регулировании до сих пор не принят, и что изменится с первого января.
Электронным технологиям – законодательную базу
Стоит отметить, что вступление в силу главного таможенного документа не должно быть поводом для паники и остановки налаженного товаропотока, как это происходило в 2010 году после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (действует в настоящее время). Изменения в новом документе носят больше технический характер и не меняют суть и порядок работы таможенников коренным образом.
Одной из главных перемен должно стать ускорение работы таможни благодаря информационным технологиям. Кодекс готовит основу для полноценного внедрения автоматической регистрации и выпуска деклараций, которые теперь будут практически во всех случаях подаваться в электронной форме. Впрочем, само электронное декларирование новинкой не является – законодательно только закрепляется существующая практика работы.
Приятным дополнением к электронному документообороту должна стать возможность не предоставлять подтверждающие документы вместе с декларацией. При этом если такие документы таможня сможет получить из информационных систем других государственных органов, то участие декларанта в этом процессе и вовсе не понадобится.
Срокам выпуска - сокращение
Новый кодекс не просто закладывает возможности для ускорения работы таможни, но и прямо декларирует сокращение сроков выпуска таможенных деклараций. Если для экспортеров срок и так был невелик и составлял четыре часа с момента регистрации декларации, то теперь аналогичному сроку могут порадоваться и импортеры, декларации которых по действующей сегодня норме должны быть выпущены не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их регистрации.
Правда, действовать данная норма будет в случае, если таможенники не запросят дополнительных документов, а также не назначат досмотр или другую форму таможенного контроля.
Самые яркие новеллы
Следует ожидать, что регулирование деятельности в особых экономических зонах станет более прозрачным. Если раньше она регулировалась отдельным соглашением, то теперь это отдельная глава кодекса. Да и в целом, стоит признать, что применение таможенных процедур законодатели постарались расписать во всех деталях. Настолько подробного изложения процесса помещения под таможенные процедуры различных товаров в нашем законодательстве ранее не встречалось.
Вместе с тем, в кодекс напрямую включили порядок определения таможенной стоимости (по всем доступным шести методам), который в настоящее время описан в отдельном соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25 января 2008 года.
Очевидно, что преждевременно судить о том, как будут реализованы многие положения таможенного кодекса на практике, но одно можно утверждать точно – прошедшие восемь лет существования Союза не прошли даром. Так, многие рациональные идеи, обозначенные в «старом» таможенном кодексе, нашли логическое продолжение в новом документе. Речь, в частности, идет не только об информационных технологиях, но и о деятельности в таможенной сфере и подходах к оценке работы участников ВЭД.
Если появившееся в Таможенном кодексе Таможенного союза понятие «уполномоченный экономический оператор» (УЭО) вызывало много споров и критики, а смысл этого явления, широкого прижившегося в зарубежной практике, искажался, то теперь, похоже, пришло время исправить эту ошибку. Помимо расширения списка упрощений (с 3 до 13), которыми УЭО может воспользоваться, теперь на статус УЭО могут претендовать не только декларанты, но и таможенные представители, владельцы складов и таможенные перевозчики.
Еще одним положительным изменением станет учет репутации компании при определении размера обеспечения УЭО для включения в реестр. Законодатели значительно усовершенствовали институт УЭО, который теперь имеет трехуровневую градацию (чем выше тип свидетельства, тем больше привилегий).
Таможенный кодекс ЕАЭС предполагает еще и такие «сервисы» для импортеров и экспортеров, как отсрочка при определении таможенной стоимости и уплате таможенных платежей. Предполагается, что, если у декларанта нет документов, позволяющих точно рассчитать таможенную стоимость на момент декларирования, ее определение можно отложить, внеся платежи на основании известной суммы, впоследствии доплатив разницу. Если же с расчетом таможенной стоимости проблем не возникает, но не получается уплатить таможенные платежи в срок, возможно будет произвести оплату в течение месяца после выпуска товаров, правда, с учетом процентов. Но как эти нормы будет реализованы на практике и кто реально сможет воспользоваться такими формами отсрочки, пока непонятно.
Отметим, большинство участников ВЭД считают, что новый кодекс написан сложным юридическим языком и содержит много внутренних и внешних ссылок. Это объясняется тем, что документ создавался на протяжении более трех лет официальными представителями и экспертами бизнес-сообщества пяти стран: России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Что касается норм, очевидно ухудшающих положение участников ВЭД, то, по мнению экспертов, каких-либо принципиальных ухудшений нет. При этом и нет серьезных оснований полагать, что в целом таможенная сфера нашей страны после вступления нового документа получит свежий ветер перемен и наполнит им паруса участников ВЭД.
Павел Духницкий, Учебный центр «Компас ВЭД»
Роман Гордиенок, Группа компаний «Импорто»
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи.