Грузооборот портов Северо-Запада России, по расчетам Росморречфлота, к 2020 году прирастет на 60 млн тонн в год. Из них около 40 млн тонн прироста придется на навалочные грузы. Дополнительный грузооборот предполагается привлечь, в том числе, за счет переориентации российских внешнеэкономических грузов из портов сопредельных государств через строительство новых терминалов.
Заглянуть в будущее
Россия продолжает политику обеспечения перевалки собственных внешнеэкономических грузов через отечественные портовые мощности. Однако на Северо-Западе по-прежнему не хватает специализированных мощностей по отдельным видам балкерных грузов (уголь, минудобрения). Нет по-прежнему и терминалов по отгрузке сжиженного природного газа (СПГ), который становится все более значимым товаром на международном рынке и является перспективным топливом для судов в зонах особого контроля за выбросами вредных веществ (Балтийское и Северное моря).
«Дорожная карта» развития портов Балтийского бассейна и Западной Арктики до 2020 года (с возможностью продления до 2030 года), а также развития ближних и дальних авто- и железнодорожных подходов к ним внесена в правительство и в ближайшее время должна быть утверждена правительственной комиссией по транспорту.
Среди перспективных проектов по развитию портовых мощностей на Северо-Западе в Росморречфлоте выделяют проект строительства терминала по перевалке минудобрений «Еврохим» в порту Усть-Луга мощностью 7 млн тонн в год (объем инвестиций около 12 млрд руб.), универсального перегрузочного комплекса в порту Приморск мощностью 36 млн тонн в год (минудобрения, металлолом, зерновые грузы, объем инвестиций порядка 70 млрд руб., в том числе 7 млрд руб. в объекты федеральной собственности, Росморречфлотом согласована декларация о намерениях в реализации проекта), терминалов по отгрузке сжиженного природного газа в портах Усть-Луга (в стадии предпроектных проработок) и Высоцк (объем инвестиций 14,5 млрд руб., завершается проектирование 3-го этапа и ведется строительство береговых объектов), комплекса СПГ в Калининградской области мощностью 1,5 млн тонн в год (объем инвестиций 28 мдрд руб.), а также развитие существующих терминалов, среди которых выделяется ММПК Бронка в Большом порту Санкт-Петербург.
Провозную способность железнодорожной инфраструктуры региона в направлении портов, при этом, планируется увеличить на 20 млн тонн в год. Этого предполагается достичь за счет комплексной реконструкции участка Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород, усиления провозной способности участка Волховстрой-Мурманск и Дмитров-Сонково-Мга. Объем железнодорожных перевозок в направлении портов бассейна по итогам 2016 года составил 126 млн тонн, к 2020 году прогнозируется рост до 147 млн тонн.
Строительство угольных терминалов в портах Мурманск (терминал Лавна) и Тамань позволит к 2025 году частично разгрузить порты Балтийского бассейна от угольного грузопотока более чем на 3 млн тонн в год к 2020 году. При этом Минтранс готов рассматривать проекты по созданию новых угольных терминалов в Балтийском бассейне, такие возможности, например, имеются в порту Приморск. Кроме того, возможно увеличение пропускной способности угольных терминалов «Ростерминалуголь», «Универсальный перегрузочный комплекс» (Усть-Луга), «Порт Высоцкий», а если говорить о Северо-Западе в целом, то и ПАО «Мурманский морской торговый порт». Впрочем, экспорт угля тяготеет к дальневосточному направлению, поэтому дальнейшего значительного увеличения мощностей на Северо-Западе вряд ли стоит ожидать.
При этом, по данным Минтранса, перевозки угля для железной дороги в настоящее время убыточны и министерство рассматривает возможность изменения железнодорожного прейскуранта 10 01.
Контейнерные дали
Если говорить о контейнерных терминалах, то, по подсчетам ИАА «ПортНьюс», профицит мощностей на Северо-Западе достигает 3,7 млн TEUs в год, а в перспективе он может вырасти до 7,8 млн TEUs в год.
Наиболее перспективным контейнерным и Ro-Ro терминалом региона представляется морской многофункциональный перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» из-за его выгодного географического положения и удобных транспортных подходов. Впрочем, в настоящее время Бронка уже ощущает дефицит пропускной способности по железной дороге. К 2020 году ожидается рост перевозок железной дорогой в адрес перевалочного комплекса до 3 млн тонн в год. Компания готова выполнить детальную проработку новой железнодорожной линии в обход Санкт-Петербурга по территории Ленинградской области для пропуска железнодорожных перевозок в адрес Бронки в объеме свыше 8 млн тонн в год. Планы компании на последнем заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области поддержал министр транспорта России Максим Соколов.
Планы развития имеют и другие контейнерные терминалы. Наиболее амбициозный проект заявлен АО «Петролеспорт» (ПЛП, входит в группу Global Ports), в который планируется инвестировать 4,1 млрд руб. Проект предусматривает модернизацию старых и создание новых технологических площадок для увеличения мощности контейнерного терминала, расположенного на островах Вольный и Дамба Гребенка в Кировском районе Санкт-Петербурга. Мощность терминала планируется нарастить до 2-2,3 млн TEUs в год и обеспечить обработку перспективных грузов Ro-Ro в объеме не менее 700 тыс. тонн в год. Проекту, представленному 17 апреля 2017 года на заседании Совета по инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга, был присвоен статус стратегического. Сроки реализации проекта: 2017-2025 годы.
Впрочем, в условиях огромного профицита контейнерных мощностей, не все заявленные планы могут быть реализованы.
Виталий Чернов.