Добыча угля в России по итогам минувшего года составила около 308 млн. тонн. По сравнению с 2005 годом угольные компании увеличили угледобычу на 3% и планируют сохранить эту динамику в наступившем году. Несмотря на некоторый бум угледобывающей промышленности, экспорт российского угля сдерживается недостатком портовых мощностей. Отечественные порты, по оценке экспертов, не могут в достаточной степени обеспечить соответствующие услуги по перевалке этого вида груза.
Ограниченные возможности
В настоящее время морским путем экспортируется около 80% российского угля. Более половины отечественных перевалочных узлов (около 46%) расположено на Дальнем Востоке. Второе место (42%) занимают порты Балтики. Причем экспорт угля растет гораздо большими темпами, чем угледобыча.
Высокие показатели добывающих компаний требуют дополнительных портовых мощностей по отгрузке угля. В 2007 году темпы роста добычи должны составить примерно 5%. Эти показатели будут достигаться за счет увеличения добычи как энергетического, так и коксующегося угля. В частности, крупнейшие угледобывающие компании «СУЭК», «Кузбассразрезуголь», «Распадская», «Южный Кузбасс» планируют ежегодное увеличение добычи на 7 – 10%.
«Отечественным портам не хватает мощностей по перевалке угля, - рассказывает ИАА «ПортНьюс» директор по развитию Научно-производственного предприятия «Морское строительство и технологии» Сергей Семенов. – Исследования рынка оценивают потребность в перевалке угля портами Северо-Запада на 2010 год в объеме 36 - 40 млн. тонн, а к 2015 году 40 – 48 млн. тонн». При этом по оптимистическому прогнозу Энергетической стратегии мощности угольных портов на Балтике к 2010 году составят 21 млн. тонн. В такой ситуации эксперты отрасли допускают, что поток отечественного угля может уйти к соседям в Прибалтику, где более активно строятся угольные терминалы.
Морским путем
В 2006 году по предварительным прогнозам через российские порты прошло 45,9 млн. тонн угля, что на 10% больше итогов предыдущего года. Традиционно высокие показатели по перевалке этого вида груза сохранил порт Восточный. Из 20,5 млн. тонн грузооборота всего порта 16,2 млн. тонн пришлось на уголь (+8,7% по отношению к 2005 году). Отгрузку угля в порту преимущественно вела стивидорная компания - ОАО «Восточный порт». В 2006 году компания обработала 15,7 млн. тонн угля, что составляет 97% всего объема угля, обработанного портом. Оставшийся объем этого груза обработал ООО «СК Малый порт» (490,1 тыс. тонн).
Самые высокие показатели среди портов Северо-Западного бассейна – и по объему перевалки и по динамике роста – продемонстрировал Мурманск. Крупнейшая стивидорная компания порта ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) в 2006 году увеличила перевалку угля вдвое и отгрузила 11,089 млн. тонн. Один из главных грузов порта – уголь переваливается в интересах трех основных компаний: SUEK AG, Metcel и Krutrade AG. Кроме того, в генеральной схеме развития порта предусмотрено расширение угольного терминала, которое позволит увеличить мощности порта. По словам Семенова, у Мурманского транспортного узла есть два направления развития угольных мощностей. «Прежде всего, это возможная реконструкция тех мощностей, которые существуют в ММТП, - рассказал он ИАА «ПортНьюс». – Второе направление – развитие угольного терминала на западном берегу Кольского залива». Семенов также сообщил, что в настоящее время в порту разрабатывают проект по реконструкции объектов на восточном берегу, а также так ведут строительство на западном берегу Кольского залива. Сейчас в ММТП успешно идут работы по модернизации оборудования и приобретению более современной техники.
Среди Северо-Западных портов транзит углей традиционно идет через Архангельск. В 2006 году порт частично сохранил позиции по объему перевалки угля. В структуре отправленного каботажа его перевалка возросла на 26,5% до 40,355 тыс. тонн, а в структуре экспорта – на 11,7% - 164,487 тыс. тонн. Однако при этом в порту прекратилась перевалка угля в системе прибывшего каботажа. Грузопереработку угля в порту осуществляет стивидорная компания ОАО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП). В прошлом году АМТП отправил на экспорт 163,2 тыс. тонн угля. В текущем году компания планирует довести объем перевалки угля до 200 тыс. тонн. «Этот прогноз вполне реалистичен, - сообщили ИАА «ПортНьюс» в АМТП, - поскольку все компании, которые работали с нами в прошлом году, подтвердили свое дальнейшее сотрудничество». В частности, увеличения грузоперевалки планируется за счет развития транзита кузбасских экспортных углей. «В проектах на перспективу мы рассматриваем возможность строительства угольного терминала, - сказал собеседник агентства.– Однако в этом году никакого строительства не запланировано, поскольку существующие мощности сейчас не полностью загружены».
Сергей Семенов, оценивая количество обработанного Северо-Западными портами угля, отметил: «Объем перевалки российского угля в портах Балтии растет из года в год. И даже открытие нового современного терминала компании «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга не повлияло существенно на эту тенденцию и не привело к погашению дефицита угольных портовых мощностей».
«Ростерминалуголь» по итогам 2006 года увеличил перевалку угля в 6,8 раза до 3,5 млн. тонн. Порт Высоцк за год перевалил 4,1 млн. тонн угля. И компанией уже озвучены планы по увеличению объема перевалки угля до 4,5 млн. тонн. Еще один Северо-Западный порт – ЗАО «Кандалакшский морской торговый порт» в наступившем году, по словам генерального директора порта Бориса Юшманова, планирует увеличить грузооборот в первую очередь за счет угля. Наконец, в порту Санкт-Петербург из 30 стивидорных компаний перевалку угля ведут три компании: ЗАО «Первая стивидорная компания», ЗАО «Четвертая стивидорная компания» (входят в ОАО «Морпорт»), а также ЗАО «Нева-Металл». В общей сложности компании перевалили 2485,9 тыс. тонн угля (-27,4%).
При этом строительство угольных терминалов на Северо-Западе ведется только в порту Усть-Луга и планируется в Мурманске. Планы угледобывающей компании ООО «РОСА-Холдинг» (компания управляет портом Высоцк) по развитию Высоцка пока не реализованы. В список новых проектов также входит балкерный терминал по перевалке угля в бухте Мучка Хабаровского края. О его строительстве в прошлом году заявила «Сибирская угольная энергетическая компания». Мощность терминала, который оценивается в $150 млн., составит 13 млн. тонн угля в год. Предполагается, что строительство будет завершено к весне 2008 года. Согласно планам «СУЭК», доставка угля до терминала будет осуществляться по БАМУ с разрезов, принадлежащих компании.
Как полагают эксперты, в настоящее время, одной их основных задач в развитии портовых комплексов, является увеличение портовых мощностей, чтобы обеспечить возможность прогнозного грузооборота. В Генеральной схеме развития транспортно-технологических особых портовых комплексов Финского залива, предусмотрено планирование специализированных комплексов, в частности угольных терминалов.
Чаусова Лариса