Подготовленная Минтрансом обновленная Транспортная стратегия до 2030 года опередила события - выяснилось, что без утверждения Бюджетной стратегии на тот же период она не будет обеспечена финансированием.
В поисках денег
На днях правительство России обсудило подготовленную Минтрансом Транспортную стратегию России на период до 2030 года. По словам главы правительства Дмитрия Медведева, в числе важнейших задач – создание конкурентоспособных транспортных коридоров «с хорошими параметрами, пропускной способностью». Он также отметил, что «неплохие перспективы» имеет освоение Северного морского пути.
По словам выступившего с докладом на заседании правительства министра транспорта России Максима Соколова, важнейшая инициатива, предусмотренная обновленной стратегией – это активизация использования внутренних водных путей. По его словам, коммерческая скорость доставки грузов внутренним водным
транспортом должна вырасти на 60%.
Помимо этого предполагается модернизация инфраструктуры морских портов с созданием так называемых эшелонированных портов, таких как порты на Таманском полуострове, в Усть-Луге, в Новороссийске и ряде других направлений.
«В соответствии со Стратегией мы планируем реализовать ещё более масштабные проекты, такие как модернизация БАМа и Транссиба, строительство высокоскоростных магистралей и дальнейшее развитие Северного морского пути», - добавил министр.
Он также подчеркнул, что Стратегия согласована с другими смежными государственными стратегиями. Однако, как выяснилось, Минтранс опередил Минфин, который готовит Бюджетную стратегию до 2030 года. А так как основные транспортные проекты предусматривают бюджетное финансирование, то без увязки с Бюджетной стратегией Транспортная «провиснет» в воздухе.
«Все такие стратегические документы, требующие бюджетного финансирования, должны будут стыковаться с Бюджетной стратегией, которая будет построена, исходя из нового долгосрочного прогноза, исходя из бюджетной политики, которая будет предусматриваться на период до 2030 года, и наших финансовых возможностей», - сказал в ходе заседания правительства министр финансов Антон Силуанов.
Со своей стороны, заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович отметил, что Стратегия разрабатывалась в течение длительного периода времени, а за это время были инициированы новые проекты. Хотя они учтены в обновленном варианте Стратегии, их финансовое обеспечение обусловлено принятием соответствующего федерального закона о федеральном бюджете на трёхлетние периоды, а также утверждением Бюджетной стратегии. «Поэтому предлагается внутри Стратегии в рамках протокольного решения зафиксировать, что окончательно она будет утверждена после внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу после его рассмотрения на правительстве Российской Федерации. Иначе у нас будет расстыковка по объёмам финансирования между тем, что будет записано в проекте бюджета и в этой Стратегии», - подчеркнул Дворкович.
Кроме того, по мнению Дворковича, ключевой вопрос – это наличие, по крайней мере на политическом уровне, взаимных обязательств между государством, правительством, регионами и либо инвесторами, либо потребителями услуг транспорта. «Речь идёт о долгосрочных тарифах в ряде случаев, о гарантированных объёмах перевозок. Это касается и железных дорог, и портов. Только такие взаимные обязательства будут способствовать реализации долгосрочных инвестиционных проектов», - уверен заместитель главы правительства.
В конечном счете было принято решение одобрить обновленный вариант Транспортной стратегии, а Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину России в двухнедельный срок после внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в правительство проект соответствующего акта, вносящего изменения в Транспортную стратегию.
Как видно, речь идет о трехлетнем бюджете, а что будет с финансированием после 2016 года более-менее определенно можно будет сказать только после утверждения Бюджетной стратегии до 2030 года.
Напомним, что «Росморпортом» также подготовлена Стратегия развития портовой инфраструктуры до 2030 года, о которой мы более подробно писали ранее >>>>
Виталий Чернов.