Российские порты Финского залива сковал лед. Но судоходство не замирает. Управлять в такую погоду работой 15-ти ледоколов, один из которых атомный, непросто. О том, как работает этой зимой штаб ледокольных операций ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель Бассейновой Комиссии по организации ледокольных проводок - капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» Петр Паринов.
С 4 февраля 2013 года Распоряжением капитана порта Петра Паринова в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» и на подходах к нему вводятся новые ледовые ограничения. Суда с ледовым классом Ice1 допускаются к плаванию во льдах только под ледокольной проводкой, с ледовым классом Ice2 и выше - самостоятельно по разрешению и рекомендациям ледокола или под проводкой ледокола. Судам без ледового класса в порт зайти не разрешат. По другим российским портам введены распоряжениями капитанов этих портов аналогичные ограничения по режиму ледового плавания.
В операциях по проводке судов сегодня задействованы все 15 ледоколов, в том числе 14 дизель-электрических ледоколов ФГУП «Росморпорт» и один атомный ледокол «Россия» ФГУП «Атомфлот». С начала ледокольных проводок в зиму 2012-2013 гг в порты Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Высоцк и Выборг проведено более 1200 судов.
«Ледоколы на работу в Финском заливе мы выводили постепенно, по мере того как ухудшалась ледовая обстановка, - рассказал ИАА «ПортНьюс» Петр Паринов. – В соответствии с «Обязательными постановлениями в морском порту Большой порт Санкт-Петербург» введение ограничений по режиму ледового плавания связано с толщиной ровного льда на маршруте и внутри порта. Однако с учетом наличия достаточных ледокольных сил, и отсутствия сжатий ледовых полей на трассе мы введение новых ледовых ограничений немного перенесли по времени с заблаговременным оповещением всех заинтересованных сторон. Ведь в число судов без ледового класса зачастую попадают балкеры и рефрижераторные суда, обеспечивающие значительную долю грузооборота наших морских терминалов. Поэтому пока позволяла ледовая обстановка мы не вводили ледовые ограничения».
В российской части Финского залива самая большая работа приходится на 6 линейных ледоколов. Они закреплены по направлениям на каждый порт. Старший по направлению на Санкт-Петербург – ледокол «Капитан Сорокин». На порт Приморск работают два линейных ледокола. Старшим назначен дизель-электрический ледокол «Ермак», при этом основная нагрузка приходится на арктический «исполин» - атомоход «Россия», который, впрочем, иногда штаб ледовых операций использует на других наиболее тяжелых в ледовом отношении направлениях. На Выборг и Высоцк работают ледоколы «Капитан Измайлов» и «Тор» (старший по этому направлению). В направление на порт Усть-Луга – старшим ледоколом назначен «Капитан Николаев», с ним работают также ледоколы «Кару» и «Капитан Плахин», переданный ФГУП «Росморпорт» от ОАО «Северо-Западное пароходство». В Усть-Луге для работы на реке требуется ледокол с малой осадкой, пояснили в штабе ледовых операций, поэтому без ледокола «Капитан Плахин» этому порту зимой не обойтись.
«Последние несколько дней ледовая обстановка обусловлена ветрами южного направления, в связи с чем, кромка льда проходит восточнее острова Гогланд до Усть-Нарвы, - пояснил Паринов. - Точка формирования каравана (ТФК) для ледокольных проводок определена у первого буя Большого Корабельного Фарватера (к югу от о.Гогланд)».
Мониторинг за движением судов в Финском заливе осуществляют операторы СУДС, которые работают во взаимодействии с дежурными инспекторами штаба ледокольных операций (ШЛО) и капитанами ледоколов. Для этого был разработан регламент взаимодействия между СУДС и штабом ледокольных операций по обмену информацией и координацией действий, особенно при возникновении аварийных ситуаций, например, появление опасного дрейфа у застрявшего во льдах судна.
При подходе с запада к ТФК судно сообщает оператору СУДС о своем порте назначения. Оператор СУДС информирует капитана судна, с каким ледоколом ему необходимо связаться для получения инструкций для дальнейшего плавания. В зависимости от ледового класса судна и ледовой обстановки на трассе ледокол либо выдает разрешение на самостоятельное плавание судна по рекомендованному маршруту, либо указывает место ожидания подхода ледокола – точку формирования каравана судов для ледокольной проводки.
Дальше, от приемного буя до причалов «Большого порта Санкт-Петербург» с судами работают портовые ледоколы – «Мудьюг», «Семен Дежнев», «Капитан Зарубин», «Юрий Лисянский», «Иван Крузенштерн».
Маршруты ледовых караванов зависят от преобладающих ветров, так как они определяют дрейф льда и сжатие ледовых полей. Когда в регионе преобладают южные ветра, более легкая ледовая обстановка складывается в порту Усть-Луга, поскольку лед становится более разреженным. Это дает возможность судам с небольшой осадкой проходить в порт и из порта островным маршрутом (к югу от рекомендованных путей через островной пролив). После выполненных ФГУП «Росморпорт» промеров глубин этот маршрут стал гораздо безопаснее и при южных ветрах чаще используется.
Вместе с тем, южные ветра усложняют обстановку в районе портов Выборг, Высоцк, Приморск. Здесь все забивает льдом. Капитан
ледокола «Тор», который работает на направлении Выборг-Высоцк, доложил в штаб ледокольных операций, что после ветров и сжатий в этом районе есть торосы с толщиной до 1,5 м.
«Напрессовало. Принято решение направить сюда на помощь ледокол «Санкт-Петербург», - комментирует Паринов и продолжает рассказ про местную «розу ветров». - Если преобладает северный ветер, то становится сложно проводить суда в Усть-Лугу, а от Выборга до Приморска лед разряжается. Зато западный ветер плох для всех: все наши порты забивает льдом».
Сегодня порт работает слаженно, застрявших во льдах судов, в эту навигацию нет. Этому способствовала, в том числе, и новая система организации планирования ледокольных операций. Об этом рассказал заместитель начальника Службы регулирования движения судов Валерий Клименко. «Одной из основных задач введения новой организации управления ледокольными операциями является улучшение планирования и информирования капитанов и судовладельцев о ледовой обстановке, о планах работы ледоколов, о планируемом времени взятия судна под ледокольную проводку. Решению этой задачи служит электронная система подачи заявок на ледокольную проводку судов, которая работает в порту уже второй сезон. На основе списка заявок на ледокольную проводку инспектор ШЛО составляет план ледокольных операций по каждому ледоколу для всех российских портов Финского залива, при этом приоритеты судов, установленные «Общими правилами..» учитываются автоматически при формировании списка заявок на ледокольную проводку. Теперь капитан каждого судна четко знает, когда его возьмут в караван и может планировать время. «В форме заявки, которую агенты подают по своим судам, указан приоритет судна. От 1 до 11 – очередность взятия под проводку. Вопросов не возникает, все указано в списке заявок на ледокольную проводку и в планах ледокольных операций. Каждые сутки на 15.00 мы формируем суточные графики по всем портам, всю информацию выкладываем на сайте ФГУ АМП «БПСПб». Там же мы ежедневно на 10.00 публикуем информацию о ледовой обстановке и работе ледоколов, о действующих ограничениях по режиму ледового плавания, планы работы всех ледоколы. По каждой позиции судна указано планируемое время взятия под ледокольную проводку. Теперь информация исчерпывающая», - рассказал Клименко, показывая очередной суточный график движения и расстановки судов в порту.
Работу портов Финского залива облегчает наличие атомохода. «Когда речь идет о ледокольной проводке, самое главное – какой
ширины канал делает ледокол», - объясняет Клименко. Даже дизель-электрические ледоколы «Мудьюг» и «Капитан Сорокин», получившие после реконструкции носовые насадки, могут прокладывать значительно более узкий канал, по сравнению с атомоходом. Кроме того, за счет большей мощности двигателей, струи воды от винтов атомного ледокола делают канал еще шире. А из Приморска и из Усть-Луги идут нефтеналивные танкеры шириной до 50 метров. Но делать ледоколы с такой шириной никто не будет, поэтому в ледокольной проводке судов важна тактика ледокольной проводки. То есть, в конечном счете – профессионализм и опыт капитанов ледоколов», - отметил Клименко.
Атомоход «Россия» пришел в Санкт-Петербург в 22 января 2013 года. Первые 10 дней, по согласованию с ФГУП «Атомфлот», капитану «России» помогал освоиться в Финском заливе («накатать акваторию») капитан-наставник Александр Спирин, который работал на этом атомном ледоколе на Балтике в прошлогоднюю навигацию. Также на борту атомного ледокола постоянно находится лоцман ФГУП «Росморпорт».
С 1 февраля этого года в штаб ледокольных операций, по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот), привлекли бывшего опытного известного капитана атомохода «Советский Союз» Анатолия Григорьевича Горшковского. Он, кроме непосредственной работы в ШЛО планирует выход в рейс для работы непосредственно на борту ледоколов, работающих в Финском заливе, где будет находиться в качестве советника в течение нескольких суток, чтобы помочь действующим капитанам.
На вопрос ИАА «ПортНьюс» будет ли атомоход работать на Балтике через пару лет, когда построят новые дизельные ледоколы, Петр Паринов ответил неоднозначно: «Российская группировка ледоколов – самая мощная на Балтике. Но у нас и судозаходов больше, вводятся новые терминалы, приходят в порты новые грузы. Поэтому, когда в Финский залив выйдут новые дизель-электрические ледоколы ФГУП «Росморпорт», нужно будет снова внимательно проанализировать их достаточность. В зависимости от ледовой обстановки мощности наших дизельных ледоколов, даже с учетом строящихся, может не хватить. Поэтому атомоход может быть востребован».
Беседовала Надежда Малышева.
Фото Маргарита Малышева.