Спасатели в Арктике

Новый флот

Постановка буя на ледовое поле

В августе 2022 г утвержден план развития Северного морского пути до 2035 года. Общий объем финансирования плана составляет около 1,8 трлн рублей. В числе новых строек – важные объекты инфраструктуры. План развития СМП также предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения месторождений, создание морских перегрузочных комплексов. Запланировано строительство судов ледокольного класса и транспортно-логистических транспортных узлов в морских портах.

Отдельный раздел плана развития СМП посвящен созданию судов ледокольного флота, в том числе развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей. По плану Правительства России до 2035 года предусмотрены мероприятия по строительству аварийно-спасательного флота из 46 судов, созданию и оснащению арктических комплексных аварийно-спасательных центров. Предусмотрено создание арктической спутниковой группировки, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства, а также позволит оценивать изменения климата.

Главные цели Морспасслужбы в реализации плана развития СМП – обеспечить безопасность и аварийно-спасательную готовность в Арктическом регионе. ФГБУ «Морспасслужба» участвует в реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации. В части плана по осуществлению строительства аварийно-спасательных судов ледового класса по проекту «Северный морской путь» строятся 16 судов для обеспечения безопасности мореплавания в акватории СМП. Из них:

- два многофункциональных аварийно-спасательных судна (мфасс) мощностью 18 МВт проекта IBSV 02;

- три мфасс мощностью 7 МВт проекта MPSV06М;

- один мфасс мощностью 4 МВт проекта MSV07;

- один многофункциональный буксир-спасатель мощностью 2,5-3 МВт проекта MPSV12;

- четыре противопожарных буксира-спасателя проекта TG-16;

- пять буксирно-спасательных судов ледового класса Arc4 проекта NE025.

Одной из главных задач многофункциональных аварийно-спасательных буксиров является патрулирование и оказание помощи судам в ледовых условиях Арктических морей.

На судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде строится многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт проекта MPSV06M также по Федеральному проекту «Северный морской путь». Будущим эксплуатантом этого судна станет Морская спасательная служба.

ФГБУ «Морская спасательная служба», к примеру, выполняет функцию застройщика согласно государственного контракта по строительству судов ледового класса проекта NE025. Закладка килей пяти многофункциональных судов проведена на АО «Окская судоверфь» в средине декабря 2021 года. Сдача аварийно-спасательных судов проекта NE025 в эксплуатацию запланирована на декабрь 2023 года.

Многофункциональное аварийно-спасательное судно с классом Icebreaker 6 неограниченного района плавания

Кроме того, после 2024 года и до 2030 года для Морспасслужбы запланировано строительство еще 30 судов. Дополнительно прорабатываться вопрос о строительстве аварийно-спасательных судов до 2035 года. С новым флотом Морспасслужба будет выполнять поставленные задачи в рамках инициативы социально-экономического развития «Круглогодичный Севморпуть».

Многофункциональное аварийно-спасательное судно с классом Icebreaker 6 неограниченного района плавания будет построено по проекту Морского инженерного бюро. Портом приписки будущего судна станет Мурманск, а основными районами эксплуатации – акватории Северного морского пути. В связи с этим, символично будущее имя спасательного судна – «Певек», это один из стратегических портов Северного морского пути, самый северный город России. Сейчас два судна данного проекта «Берингов пролив» и «Мурман» успешно выполняют задачи аварийно-спасательной готовности в составе флота Морспасслужбы и прежде всего в северных морях Российской Федерации. Новое судно в этой серии будет построено по модернизированному проекту. В сравнении с предыдущими судами проект MPSV06М переработан на соответствие правил РС 2021 года и Полярного кодекса для работы в арктических морях. Судно будет способно выполнять аварийно-спасательные операции при толщине льда до 1,5 м. Строительство новых многофункциональных спасательных судов ледового класса позволит Морской спасательной службе более эффективно выполнять задачи обеспечения безопасности на СМП.

Фотографии ФГБУ «Морспасслужба»