6 октября 2022 20:19

Дискуссия об инфраструктуре рыбных портов

Развитие портовой инфраструктуры рыбных портов обсудили на Seafood Expo Russia

Портовая инфраструктура обладает огромным значением для внутреннего рынка России и рыбной индустрии в целом. От пропускной способности портов и наличия развитых автомобильных и железнодорожный подъездов к ним зависит возможность снабжения рынка рыбой и морепродуктами. В связи с изменением структуры логистики и увеличением погрузо-разгрузочной деятельности в портах их модернизация становится всё более нужной. Это лишь часть причин, по которым в рамках Seafood Expo Russia 2022 состоялась отдельная дискуссия  «Рыбные порты: частные инвестиции и новая логистика».

Из-за различных ограничений на поставку рыбы и морепродуктов из России в ряд стран-импортёров и развития внутренней логистики остро встаёт вопрос модернизации портовой инфраструктуры для предоставления услуг судам рыбопромыслового флота. Среди них: погрузо-разгрузочная деятельность, хранение, ремонт и бункеровка топливом. Это необходимо для стабильного обеспечения страны рыбой, морепродуктами и рыбной продукцией, поступающими на потребительский рынок через морские порты. Комплексное развитие территорий рыбных терминалов предусмотрено соответствующей государственной стратегией.

Вопросы реализации модернизации морских портов для приема рыбопродукции и проблемы обеспечения всей транспортной логистики от траулера до рыбного прилавка  оказались в центре внимания экспертов 22 сентября во второй день Seafood Expo Russia 2022. Организатор дискуссии - ИАА «ПортНьюс»

Спикеры дискуссии:

  • Генеральный директор терминала «Сероглазка» (входит в рыбопромышленный холдинг NOREBO) Владимир Вальтер,
  • Управляющий партнер компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов Управляющий партнер компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов,
  • Директор Ассоциации «Созвездие» (Архангельск) Сергей Смирнов
  • Начальник отдела экспедирования ООО «Владивостокский рыбный терминал» Антон Рыжов

Модератор: директор по развитию медиа-группы «ПортНьюс» Надежда Малышева

Государственная политика по повышению объема добычи рыбы (в соответствие с утвержденной стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года), привела к росту вылова. Так в 2021 году по данным Росрыболовства российскими компаниями добыто рекордные 5,05 млн тонн рыбы, что на 1,5% выше, чем в 2020 году. Примерно треть рыбы уходит на экспорт. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в 2021 году объем экспорта рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных биоресурсов из нашей страны составил 1,65 млн тонн. В натуральном выражении экспорт сократился на 11,5% по сравнению с 2020 годом. В этой связи актуальным становится вопрос обеспечения бесперебойной работы морских рыбных портов и внутрироссийской логистики доставки качественной и доступной рыбы населению.

Мировой вылов  -  примерно 90-95 млн тонн в год.

В рыбопромысловой отрасли России насчитывается более 2 тыс. судов, из которых 71% приписаны к дальневосточным портам, 16% - к портам Северного бассейна, 8% - к балтийским портам. Но далеко не все они обслуживается в российских портах. Среди причин – неразвитость портовой инфраструктуры: недостаточные глубины у причалов, дефицит холодильников, отсутствие железнодорожных подходов к порту. Строительство новых рыбопромысловых судов, в особенности крупных траулеров с большой осадкой, повышает требование рыбопромышленников к качеству морских терминалов.

Большинство рыбных портов в России работают на причалах, арендованных у ФГУП «Нацрыбресурс». Здесь переваливается более 80% рыбы и морепродуктов, доставляемых на российский берег. За госпредприятием закреплено 554 объекта недвижимости, расположенных в 16 морских портах - от Владивостока да Калининграда, среди которых 199 портовых гидротехнических сооружений, общей протяженностью около 27 км. Начиная с 2018 года, Нацрыбресурсом совместно с арендаторами причалов реализуется программа по развитию инфраструктуры рыбных терминалов морских портов. Участниками программы стали 11 рыбных терминалов. Сумма частных инвестиций превышает 3 млрд руб.

Тренды портовой модернизации

Очевидно, что в современные порты должны заходить современные рыболовные суда с осадкой от 8 до 9 м. Сегодня принимать суда с осадкой 9 м могут лишь немногие терминалы – менее 20% от всей протяженности причального фронта российских рыбных портов. Бизнесмены отмечают, что одна из причин – недостаточные объемы ремонтного черпания и, как следствие, превышение фактических отметок дна над проектными.

Другая проблема - большой дефицит холодильных мощностей. В путину он может достигать 80%, особенно это заметно на Дальнем Востоке. В планах Нацрыбресурса, арендаторов и инвесторов до 2024 года ввести в эксплуатацию в Дальневосточном федерально округе (ДФО) дополнительно от 80 до 90 тыс. тонн холодильных мощностей.

Немаловажным является предоставление условий для судов рыбопромыслового флота по межпоходному обслуживанию и хранению промыслового и судового оборудования. Эта проблема тоже решается в рамках проектов по модернизации рыбных портов наряду с ускорением времени обработки судов в порту.

При планировании работы по модернизации портовой инфраструктуры и строительству новых объектов особое внимание уделяется тем терминалам, которые связаны с проектом развития Северного морского пути. При этом государством решается задача по привлечению стратегических инвесторов-операторов для гидротехнических сооружений (ГТС). Так на реализацию проектов, расположенных в ДФО, инвесторы потратят суммарно около 18 млрд руб. в портах Корсаков и Петропавловск-Камчатский. Об этих и других портах, включенных в программу развития инфраструктуры рыбных терминалов морских портов, расскажем подробнее.

Перевозки рыбы по железной дороге.

По железной дороге из Приморского края в январе-августе 2022 года было отправлено 471,1 тыс. тонн рыбной продукции, что на 19,3% превысило показатель аналогичного периода прошлого года. Перевозка морепродуктов в контейнерах составила 357,7 тыс. тонн (+37,9%), сообщает пресс-служба Дальневосточной железной дороги (ДВЖД).

В августе 2022 года отправлено 65,3 тыс. тонн рыбной продукции (+3,3% к аналогичному периоду прошлого года). Основной объем рыбной продукции в этот месяц был отгружен в адрес грузополучателей Московской области (13,9 тыс. тонн), Урала (15,2 тыс. тонн) и Сибири (16,7 тыс. тонн).

Экспортные отправки рыбы с железнодорожных станций Приморья в августе 2022 года составили 15,8 тыс. тонн, из них в Китай отправлено 14,6 тыс. тонн. Объем экспортных перевозок морепродуктов из Приморья по железной дороге с начала 2022 года составил 117,6 тыс. тонн.

Ранее сообщалось, что погрузка на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) за восемь месяцев 2022 года составила почти 46 млн тонн, увеличившись на 5,9% к аналогичному периоду прошлого года. За отчетный период по сети ДВЖД во всех видах сообщения было перевезено 650 тыс. груженых и порожних контейнеров TEU (+8,9%), во внутреннем сообщении отправлено 157 тыс. TEU (+6,7%), в импортном – 379 тыс. TEU (+12,4%), в экспортном – 41 тыс. TEU (-7,7%).

Экспорт рыбы

Экспорт рыбной продукции за семь месяцев 2022 года вырос на четверть по сравнению с показателем годом ранее. Об этом заявил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев в ходе пленарной сессии «Умное рыболовство: исследования, промысел, производство» V Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».

«Несмотря на санкционное давление и недружественные действия со стороны отдельных государств, Россия продолжает внешнюю торговлю рыбной продукцией. В прошлом году она поставляла ее в 58 государств, в этом ‒ уже в 60 стран. Объем экспорта за семь месяцев 2022 года в натуральном выражении превысил 1,1 млн тонн. Это почти на четверть больше чем годом ранее», ‒ заявил он.

Дмитрий Патрушев добавил, что в рамках первого этапа инвестквот на данный момент сданы 10 новых рыбопромысловых судов. В ближайшие годы будут построены еще 96 судов, подчеркнул он.

Северный морской путь (СМП) будет на системной основе использоваться для доставки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, отметил Дмитрий Патрушев. «Качественные результаты ожидаем увидеть в следующем году», ‒ добавил он.

«Севморпуть»

Правительство России начало субсидирование арктических каботажных перевозок между портами Санкт-Петербург, Мурманск и терминалами Дальнего Востока. С этого года  на эти цели выделяется по 560 млн рублей в год. Тем не менее, атомный контейнеровоз «Севморпуть», задействованный для данных перевозок, по факту оказался загружен лишь на 10%. Каждый год на субсидрование работы арктической грузовой линии будет выделяться по 560 млн руб. Всего до 2035 года на эти цели, в соответствии с Планом развития Севморпути, предусмотрено 7,84 млрд руб. Ответственными за организацию рейсов назначены Минвостокразвития России и Госкорпорация «Росатом».

С 2019 года атомный контейнеровоз (лихтеровоз) «Севморпуть» делал по один – два рейса за летнюю навигацию. График на маршруте всегда был гибкий и опирался на потребности рыбопромышленников Дальнего Востока. Стоить отметить, что и запущена данная линия была по инициативе Росрыболовства, которое в 2018-19 годах столкнулось с логистическими сложностями в доставке рыбы с мест вылова (Камчатка, Сахалин, Владивосток) к потребителю. Загрузка рейсов «Севморпути» всегда оказывалась небольшой, что вело к большим затратам судовладельца (ФГУП «Атомфлот») и высокой стоимости перевозок.

СПРАВКА ИАА «ПортНьюс» о работе атомного контейнеровоза «Севморпуть» на каботажных грузоперевозках в Арктике в 2019 – 2021 гг:

  • 2019 год

Один рейс в конце августа из Петропавловск-Камчатского в Санкт-Петербург. Доставлено 204 рефрижераторных контейнера с мороженой рыбой и 66 контейнеров с другими грузами.

Второй рейс отменён, т.к. не было обратной загрузки.

  • 2020 год

В конце августа «Севморпуть» выполнил рейс по маршруту Мурманск - Петропавловск-Камчатский – Санкт-Петербург. О количестве груза данных нет.

Второй рейс начат 8 сентября из Петропавловска-Камчатского в направлении морского порта Санкт-Петербург. Доставлено 206 рефрижераторных контейнеров с рыбной продукцией общим весом 6,5 тыс. тонн.

  • 2021 год

Планировалось 4 рейса, ни один из которых не состоялся в силу общих пандемийных ограничений.

Реалии навигации 2022 года

Задействованный для обеспечения субсидируемого маршрута атомный контейнеровоз «Севморпуть» 16 июня 2022 года вышел из порта Мурманск в Санкт-Петербург. 23 июня судно встало под погрузку у причала АО «Петролеспорт», спустя двое суток вышло из Санкт-Петербурга, а 2 июля зашло в порт Мурманск за дополнительным грузом. Из Мурманска 8 июля атомный контейнеровоз вышел в направлении порта Петропавловск-Камчатский куда прибыл уже 21 июля. В обратном направлении к порту Мурманск  судно отправилось с Камчатки 29 июля, а 11 августа завершило переход из Петропавловска-Камчатского и встало на рейд порта Мурманск. Так завершился первый субсидируемый рейс «Севморпути».

Если посмотреть на загрузку лихтеровоза, то результаты оказываются, мягко говоря, скромными: судно в рамках рейса было загружено всего лишь на 10%. Так, всего в обоих направлениях было перевезено 2 579 тонн различных грузов: 79 груженных контейнеров, 56 единиц генеральных грузов и 103 порожних контейнера. При этом грузовместимость контейнеровоза составляет 26 тыс. тонн.

Оставляет желать лучшего и обратная загрузка: в направлении с Дальнего Востока в европейскую часть было перевезено 782,5 тыс. тонн, включая 21 сорокафутовый контейнер с замороженной рыбой и 8 ед. техники.

Как рассказал «ПортНьюс» один из грузоотправителей, который этим летом доставил первым рейсом «Севморпути» генеральный груз весом 20 тонн из Санкт-Петербурга (терминал «Петролеспорт», входит в Global Ports) на Камчатку (терминал «Сероглазка»), общая стоимость перевозки составила 378 тыс. руб., при этом две трети от этой суммы пришлась на погрузку в «Петролеспорту»: 180 тыс. руб. за саму погрузку и 65 тыс. руб. за сепарацию. Он отмечает, что, несмотря на субсидию, перевозка вышла очень дорогой.

Потребность в деньгах

Потребность льготного кредитования на строительство судов рыбопромыслового флота оценивается в сумму около 17 млрд рублей в год. Об этом на сессии «Будущее отраслей: что купить, а что произвести? Судостроение» на Восточном экономическом форуме сообщил президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев.

По его словам, очень востребованным и хорошим механизмом господдержки является льготное кредитования аграрных инвестиционных проектов, который работает уже 6 лет. У него достаточно большое наполнение ‒ около 150 млрд рублей, к которое возможно дополнить.