• 2 марта 2023

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Через заднюю калитку: логистика белорусско-китайского сотрудничества


    Через заднюю калитку: логистика белорусско-китайского сотрудничества

    Беларусь и Китай создадут зону свободной торговли и осуществления инвестиций уже в текущем году, сообщило министерство экономики Беларуси. Кроме того, президент союзной с Россией республики Александр Лукашенко предложил китайскому руководству поэтапно объединить промышленную политику трех стран (России, Китая и Беларуси).

    На территории Беларуси уже действует индустриальный парк «Великий Камень», который был создан по межправительственному соглашению с Китаем в 2012 году (строительство было начато в 2014 году) и считается важным элементом китайской инициативы «Один пояс - один путь». На территории парка действуют различные льготы для его резидентов.

    Действительно, на фоне западных санкций рынки России и Беларуси в значительной степени освободились для китайской промышленной продукции. Сборочные производства на территории Таможенного союза (в который входит Беларусь) позволят китайским производителям получить преференции на рынках Союза, в то время как Россия остро нуждается, например, в локализованных производствах комплектующего оборудования для самых разных отраслей промышленности, начиная от автомобильной и заканчивая судостроительной.

    Логистика поставок оборудования к «Великому камню» может осуществляться двумя основными путями - по железной дороге через территорию России и морским путем через порты Северо-Западного и Южного бассейнов. Перевозки по железной дороге, однако, сталкиваются с дефицитом ее провозной способности, в то время как наблюдающееся в последние месяцы снижение ставок фрахта на морскую транспортировку контейнеров и профицит контейнерных мощностей на Севро-Западе России (прежде всего в Большом порту Санкт-Петербург) создают хорошие предпосылки для развития морского маршрута и даже организации регулярной контейнерной линии из Китая. Тем более, что в настоящее время белорусы активно пользуются петербургским многопрофильным терминалом в Бронке, который, в частности, может быть задействован и для этих целей.

    Если говорить об обратной загрузке, то белорусская сторона в условиях санкций уже отгружает в Китай удобрения в контейнерах по российской железной дороге. Соответственно, в качестве альтернативы можно было бы рассмотреть более активную отправку контейнеров с удобрениями морским путем. Тем более, что Беларусь ведет переговоры об увеличении поставок удобрений в КНР.