• 9 августа 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Альтернатива есть: «зеленая» повестка в судоходстве неистребима


    - На фоне геополитических катаклизмов, приводящих к существенным изменениям на мировом рынке энергоносителей, наблюдается некоторый крен в сторону использования традиционной энергетики, например, угольной. Означает ли это, что процесс декарбонизации мирового судоходства повернется вспять, а альтернативные виды топлива потеряют свою актуальность?

    На наш взгляд, в этой сфере принципиально ничего не изменится. Ведь цены растут на все энергоносители, а не только на нефтепродукты, а в декарбонизационную повестку уже инвестированы колоссальные средства. Нынешнее аномально жаркое лето лишь поддерживает точку зрения тех, кто говорит о глобальном потеплении.

    Так, 2 июня 2022 года министры транспорта Европейского совета изложили последние поправки к проекту инициативы внедрения экологического топлива FuelEU Maritime. Было отмечено, что регламент направлен на повышение спроса и последовательное использование возобновляемых и низкоуглеродных видов топлива в морском секторе, обеспечивая при этом бесперебойную работу морского транспорта. Окончательную редакцию инициативы планируется принять до конца текущего года. По оценкам экспертов, в результате внедрения инициативы потребление сжиженного природного газа (СПГ) в судоходстве резко ускорится, поскольку она предусматривает ограничения на использование нефтепродуктов. Ряд аналитиков допускают, что СПГ, вероятно, скоро станет самым дешевым альтернативным топливом.

    Развиваются технологии и по использованию других альтернатив, прежде всего таких как метанол, аммиак, биотопливо. Например, на днях администрация портов Пилбара (Австралия) подписала соглашение о сотрудничестве с производителем аммиака Yara о проработке необходимого плана действий для организации бункеровок судов этим видом топлива, а транспортно-логистическая группа компаний NYK заключила контракт на выполнение модернизации двигателя буксира для работы на аммиаке.

    Это говорит о том, что в важнейших портах мира, причем не только в Европе, придерживаются стратегии по внедрению альтернативных видов топлива в судоходстве.

    Нынешняя геополитическая ситуация, на наш взгляд, не только не мешает декарбонизационной повестке, но и подстегивает ее, поскольку в конечном счете она ориентирована на использование технологий, которые активно развиваются на Западе и которые позволят соответствующим странам диктовать свои правила игры в мировой торговле, зависящей от перевозок.

    О перспективах развития СПГ-судоходства, как и судоходства на других альтернативных видах топлива, будем подробно говорить с экспертами и ведущими участниками рынка в ходе VI конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы», которую медиа-группа «ПортНьюс» проведет в Москве 2 ноября 2022 года. Программа конференции формируется, принимаем предложения и рекомендации.