• 21 февраля 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Докопаться до локализации: как обновить дноуглубительный флот в России?


    Активное развитие портовой инфраструктуры, строительство глубоководных терминалов и освоение Арктики невозможно без проведения дноуглубительных работ. Объем только капитального дноуглубления в России, по подсчетам «ПортНьюс», до 2025 года может превысить 80 млн куб. м: речь идет о проектах в портах всех морских бассейнов страны, морских судоходных каналах, рыбных терминалах, на Северном морском пути. А ведь помимо этого необходимо еще и ежегодное ремонтное дноуглубление. Так, например, только вдоль Севморпути оно, по прогнозам, составит более 5 млн куб. м ежегодно.

    Между тем, по данным Российского речного регистра, из 41 морского земснаряда в России лишь 15% - отечественной постройки, из 74 речных построены в России лишь 24%. Причем большинство из них находится в эксплуатации уже более 30 лет. Это говорит о необходимости массового строительства судов дноуглубительного и вспомогательного флота. На наш взгляд, путь для решения этой задачи - локализация при поддержке ведущих мировых производителей. И примеры этому уже есть. Так, судостроительная группа Damen уже имеет успешный опыт постройки десятков судов в России, включая дноуглубительные. Компания предоставляет судокомплекты, оказывает необходимую поддержку на всех этапах постройки, вплоть до управления цепочками поставок, открыла Инжиниринговый центр в Санкт-Петербурге.

    На наш взгляд, подобные механизмы сотрудничества с ведущими мировыми судостроителями необходимо развивать, постепенно увеличивая долю локализации судового комплектующего оборудования, что и предусмотрено соответствующим постановлением российского правительства на основе системы баллов.