• 19 января 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Деньги на ветер: развите ВИЭ как новая грузовая база водного транспорта


    Энергопереход, о котором так много сейчас говорится, как известно, во многом основан на более широком использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в том числе ветра. Ряд российских регионов и соседних стран обладают отличными показателями для размещения ветряных электростанций: прибрежные и морские районы Севера, Дальнего Востока, Каспия. В свою очередь, это создает спрос на производство соответствующего оборудования и предпосылки для его экспорта. Отметим, что экспорт ветряного оборудования уже был объявлен одной из стратегических целей госкорпорации «Росатом». ВИЭ необходимы для производства «зеленых» видов энергии, не оставляющих  углеродного следа.

    Что же все это дает водному транспорту, так сильно срадающему от острой конкуренции со стороны железной дороги и автомобилей? Если мы говорим о перевозках ветряков и компонентов для них, таких как лопасти, то водный транспорт оказывается намного предпочтительнее железнодорожного и автомобильного, а то и вообще безальтернативным. Прежде всего, из-за габаритов таких модулей (например, длина лопасти достигает 80 м). В настоящее время судоходные компании уже занимаются перевозками подобных негабаритов как в соседние страны, так и в Европу. Учитывая, что энергопереход входит в активную фазу, а Россия намерена инвестировать в создание соответствующих предприятий, то уже в обозримом будущем можно ожидать значительного роста подобных грузоперевозок. Вот так ветер и сможет стать своего рода «новой нефтью» для грузоперевозчиков.

    При этом стоит принять во внимание, что перевозка негабаритов - это сложная услуга с высокой добавленной стоимостью и несырьевой экспорт, что только увеличивает ее экономическую ценность.