Мнения

30 октября 2020

(Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов - Об опыте эксплуатации танкеров на СПГ)

- С нашей точки зрения из всех возможных видов топлива СПГ является оптимальным решением для снижения выбросов углекислого газа, окислов азота, серы и сажи. Он доступен на рынке, в отрасли есть необходимые для строительства судов на СПГ компетенции, использовать СПГ возможно параллельно с конвенциональными видами топлива, наблюдается высокий темп развития бункеровочной инфраструктуры как в Европе, так и в мире...

В состав флота СКФ сейчас входят шесть нефтеналивных танкеров на СПГ, которые преимущественно заняты в экспортных перевозках из портов Северо-Запада России. Еще пять танкеров на СПГ должны быть приняты «Совкомфлотом» в эксплуатацию в течение 2022-23 годов. СПГ рассматривается как основной вид топлива для новых судов компании.

Опыт практического использования этого вида топлива позволяет отметить  преимущества в работе с ним при эксплуатации судов: безопасная бункеровка, отсутствие рисков разлива и загрязнения окружающей среды, надежность работы оборудования, независимость от береговой инфраструктуры по сравнению с жидким топливом при использовании скрубберов.

На рынке есть и другие, помимо СПГ, виды топлива и технологии, позволяющие обеспечить соответствие заданным ИМО уровням выбросов, но все они либо подразумевают использование жидкого топлива, либо не обеспечивают достаточной гибкости и удобства в  эксплуатации, либо и то, и другое сразу. Например, удаление окислов серы посредством скрубберов в закрытом цикле приводит к накоплению на судне токсичных остатков, возможностью оперативно сдать их в береговые приемные мощности для дальнейшей утилизации есть не всегда. Также возникает необходимость постоянного приобретения расходных материалов... Все это ведет к повышенным операционным затратам и худшей экономике по сравнению с использованием СПГ.

К настоящему времени «Совкомфлот» успешно провел свыше 100 бункеровок СПГ, приняв на борт более 43 тыс. тонн такого топлива. Не было отмечено ни одного происшествия, связанного с использованием СПГ как топлива – разливов, травм, неисправностей.

Эффективность танкеров на СПГ-топливе с точки зрения тайм-чартерного эквивалента выше на 23% по сравнению со стандартными танкерами «Афрамакс» во флоте СКФ. По данным компании, благодаря внедрению СПГ-топлива снижение выбросов углекислого газа по флоту СКФ в 2018 году составило 6,5%, в 2019 году 9,1%, за девять месяцев 2020 года 19,2%. В среднем за 2018-2020 годы - 13,3% в год (динамика улучшается по мере увеличения доступности СПГ-бункера).

В то же время, текущий уровень развития бункеровочной инфраструктуры ограничивает зону эффективной эксплуатации нефтеналивных танкеров на СПГ-топливе Северной Европой и Балтикой. Однако отмечу, что инфраструктура быстро развивается.

Дальнейшее развитие и расширение практики эксплуатации таких танкеров в масштабе отрасли потребует верификации стандарта системы СПГ-бункеровки: это касается расположения и конструкции манифолдов, конструкции СПГ-танков и их влияния на расположение прочего судового оборудования, включая трапы. Также необходимо учесть вопрос работы с отпарным газом, что требует гибкого подхода к эксплуатации судна.

С точки зрения ценовой конъюнктуры, розничная стоимость СПГ-топлива существенно ниже стоимости LSMGO (низкосернистый газойль), это наглядно демонстрирует экономическую целесообразность инвестиций в двухтопливные суда.

Если говорить о других альтернативах, таких как СУГ, метанол, водород, аммиак, то на текущий момент возможно лишь их локальное использование. Ключевые препятствия здесь - низкая доступность на рынке, сложность хранения, высокие капзатраты и дефицит компетенций, необходимых для разработки двигателей на этих альтернативных видах топлива.

Сказано в ходе организованной «ПортНьюс» IV конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы».