• 30 октября 2020

    Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов

    Об опыте эксплуатации танкеров на СПГ

    - С нашей точки зрения из всех возможных видов топлива СПГ является оптимальным решением для снижения выбросов углекислого газа, окислов азота, серы и сажи. Он доступен на рынке, в отрасли есть необходимые для строительства судов на СПГ компетенции, использовать СПГ возможно параллельно с конвенциональными видами топлива, наблюдается высокий темп развития бункеровочной инфраструктуры как в Европе, так и в мире...

    В состав флота СКФ сейчас входят шесть нефтеналивных танкеров на СПГ, которые преимущественно заняты в экспортных перевозках из портов Северо-Запада России. Еще пять танкеров на СПГ должны быть приняты «Совкомфлотом» в эксплуатацию в течение 2022-23 годов. СПГ рассматривается как основной вид топлива для новых судов компании.

    Опыт практического использования этого вида топлива позволяет отметить  преимущества в работе с ним при эксплуатации судов: безопасная бункеровка, отсутствие рисков разлива и загрязнения окружающей среды, надежность работы оборудования, независимость от береговой инфраструктуры по сравнению с жидким топливом при использовании скрубберов.

    На рынке есть и другие, помимо СПГ, виды топлива и технологии, позволяющие обеспечить соответствие заданным ИМО уровням выбросов, но все они либо подразумевают использование жидкого топлива, либо не обеспечивают достаточной гибкости и удобства в  эксплуатации, либо и то, и другое сразу. Например, удаление окислов серы посредством скрубберов в закрытом цикле приводит к накоплению на судне токсичных остатков, возможностью оперативно сдать их в береговые приемные мощности для дальнейшей утилизации есть не всегда. Также возникает необходимость постоянного приобретения расходных материалов... Все это ведет к повышенным операционным затратам и худшей экономике по сравнению с использованием СПГ.

    К настоящему времени «Совкомфлот» успешно провел свыше 100 бункеровок СПГ, приняв на борт более 43 тыс. тонн такого топлива. Не было отмечено ни одного происшествия, связанного с использованием СПГ как топлива – разливов, травм, неисправностей.

    Эффективность танкеров на СПГ-топливе с точки зрения тайм-чартерного эквивалента выше на 23% по сравнению со стандартными танкерами «Афрамакс» во флоте СКФ. По данным компании, благодаря внедрению СПГ-топлива снижение выбросов углекислого газа по флоту СКФ в 2018 году составило 6,5%, в 2019 году 9,1%, за девять месяцев 2020 года 19,2%. В среднем за 2018-2020 годы - 13,3% в год (динамика улучшается по мере увеличения доступности СПГ-бункера).

    В то же время, текущий уровень развития бункеровочной инфраструктуры ограничивает зону эффективной эксплуатации нефтеналивных танкеров на СПГ-топливе Северной Европой и Балтикой. Однако отмечу, что инфраструктура быстро развивается.

    Дальнейшее развитие и расширение практики эксплуатации таких танкеров в масштабе отрасли потребует верификации стандарта системы СПГ-бункеровки: это касается расположения и конструкции манифолдов, конструкции СПГ-танков и их влияния на расположение прочего судового оборудования, включая трапы. Также необходимо учесть вопрос работы с отпарным газом, что требует гибкого подхода к эксплуатации судна.

    С точки зрения ценовой конъюнктуры, розничная стоимость СПГ-топлива существенно ниже стоимости LSMGO (низкосернистый газойль), это наглядно демонстрирует экономическую целесообразность инвестиций в двухтопливные суда.

    Если говорить о других альтернативах, таких как СУГ, метанол, водород, аммиак, то на текущий момент возможно лишь их локальное использование. Ключевые препятствия здесь - низкая доступность на рынке, сложность хранения, высокие капзатраты и дефицит компетенций, необходимых для разработки двигателей на этих альтернативных видах топлива.

    Сказано в ходе организованной «ПортНьюс» IV конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы».


Данный раздел не адаптирован под мобильные устройства.
Для перехода на главную страницу нажмите на ссылку

This section is not adapted to mobile devices.
To go to the home page, click on the link