
-
30 октября 2020
Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов
Об опыте эксплуатации танкеров на СПГ
- С нашей точки зрения из всех возможных видов топлива СПГ является оптимальным решением для снижения выбросов углекислого газа, окислов азота, серы и сажи. Он доступен на рынке, в отрасли есть необходимые для строительства судов на СПГ компетенции, использовать СПГ возможно параллельно с конвенциональными видами топлива, наблюдается высокий темп развития бункеровочной инфраструктуры как в Европе, так и в мире...
В состав флота СКФ сейчас входят шесть нефтеналивных танкеров на СПГ, которые преимущественно заняты в экспортных перевозках из портов Северо-Запада России. Еще пять танкеров на СПГ должны быть приняты «Совкомфлотом» в эксплуатацию в течение 2022-23 годов. СПГ рассматривается как основной вид топлива для новых судов компании.
Опыт практического использования этого вида топлива позволяет отметить преимущества в работе с ним при эксплуатации судов: безопасная бункеровка, отсутствие рисков разлива и загрязнения окружающей среды, надежность работы оборудования, независимость от береговой инфраструктуры по сравнению с жидким топливом при использовании скрубберов.
На рынке есть и другие, помимо СПГ, виды топлива и технологии, позволяющие обеспечить соответствие заданным ИМО уровням выбросов, но все они либо подразумевают использование жидкого топлива, либо не обеспечивают достаточной гибкости и удобства в эксплуатации, либо и то, и другое сразу. Например, удаление окислов серы посредством скрубберов в закрытом цикле приводит к накоплению на судне токсичных остатков, возможностью оперативно сдать их в береговые приемные мощности для дальнейшей утилизации есть не всегда. Также возникает необходимость постоянного приобретения расходных материалов... Все это ведет к повышенным операционным затратам и худшей экономике по сравнению с использованием СПГ.
К настоящему времени «Совкомфлот» успешно провел свыше 100 бункеровок СПГ, приняв на борт более 43 тыс. тонн такого топлива. Не было отмечено ни одного происшествия, связанного с использованием СПГ как топлива – разливов, травм, неисправностей.
Эффективность танкеров на СПГ-топливе с точки зрения тайм-чартерного эквивалента выше на 23% по сравнению со стандартными танкерами «Афрамакс» во флоте СКФ. По данным компании, благодаря внедрению СПГ-топлива снижение выбросов углекислого газа по флоту СКФ в 2018 году составило 6,5%, в 2019 году 9,1%, за девять месяцев 2020 года 19,2%. В среднем за 2018-2020 годы - 13,3% в год (динамика улучшается по мере увеличения доступности СПГ-бункера).
В то же время, текущий уровень развития бункеровочной инфраструктуры ограничивает зону эффективной эксплуатации нефтеналивных танкеров на СПГ-топливе Северной Европой и Балтикой. Однако отмечу, что инфраструктура быстро развивается.
Дальнейшее развитие и расширение практики эксплуатации таких танкеров в масштабе отрасли потребует верификации стандарта системы СПГ-бункеровки: это касается расположения и конструкции манифолдов, конструкции СПГ-танков и их влияния на расположение прочего судового оборудования, включая трапы. Также необходимо учесть вопрос работы с отпарным газом, что требует гибкого подхода к эксплуатации судна.
С точки зрения ценовой конъюнктуры, розничная стоимость СПГ-топлива существенно ниже стоимости LSMGO (низкосернистый газойль), это наглядно демонстрирует экономическую целесообразность инвестиций в двухтопливные суда.
Если говорить о других альтернативах, таких как СУГ, метанол, водород, аммиак, то на текущий момент возможно лишь их локальное использование. Ключевые препятствия здесь - низкая доступность на рынке, сложность хранения, высокие капзатраты и дефицит компетенций, необходимых для разработки двигателей на этих альтернативных видах топлива.
Сказано в ходе организованной «ПортНьюс» IV конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы».
-
6 ноября 2018
Капитан-наставник группы «Совкомфлот» Виктор Петрусевич
Об особенностях и перспективах эксплуатации судов на СПГ-топливе.
-
2 ноября 2016
Экс-глава Международной ассоциации бункеровщиков Ян Адамс
Об отсутствии эффекта от применения СПГ как топлива для уровня выброса парниковых газов.
-
-
24 октября 2019
Президент ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов
Об опыте применения СПГ на танкерах компании.
-
19 июня 2019
Председатель Международной палаты судоходства (ICS) Эсбен Поульссон
О мерах по снижению выброса СO2 c судов.
-
25 января 2021
https://lv.baltnews.com
Терминал уходит с молотка. Почему Казахстан покидает Латвию
Казахская компания AIC-INVEST объявила о продаже 100% акций терминала по перевалке зерновых Ventspils grain terminal.Терминал уходит с молотка. Почему Казахстан покидает Латвию
-
25 января 2021
https://www.kommersant.ru
Россия начнет выпускать «зеленый» водород
«Роснано» и «Энел Россия» рассматривают такой проект в МурманскеРоссия начнет выпускать «зеленый» водород
-
22 января 2021
https://primamedia.ru
Два ключевых порта Приморья попали в сферу интересов «Росатома»
В регионе может быть создан восточный порт-хаб для обслуживания Северного морского путиДва ключевых порта Приморья попали в сферу интересов «Росатома»
-
22 января 2021
https://www.kommersant.ru
Газпромбанк профинансирует СПГ-хранилища для НОВАТЭКа
Банк выдаст €522 млн на суда для хранения газаГазпромбанк профинансирует СПГ-хранилища для НОВАТЭКа
-
21 января 2021
https://www.kommersant.ru/
Проекты прошлых лет улучшили показатели российских верфейСудодостроительная корпорация
-
21 января 2021
https://kapital.kz
Грузия и Казахстан введут разрешительную систему для грузоперевозок
Сенат Казахстана ратифицировал поправки в соглашение об автомобильных перевозках между Казахстаном и ГрузиейГрузия и Казахстан введут разрешительную систему для грузоперевозок