• 10 июля 2020

    Эксперты предложили вернуться к советскому опыту для возрождения речного флота в России

    Речь идет о советской системе машинно-тракторных станций, которые в условиях рынка можно возродить через операционный лизинг

    Речной флот России продолжает стремительно стареть. Так, количество речных буксиров-толкачей в России к 2030 году по прогнозу сократится почти в три раза - до 659 ед. против 1899 ед. по данным на апрель 2020 года. Такие прогнозные данные в ходе организованного «ПортНьюс» вебинара «Буксиры-толкачи - главное звено в цепи речных перевозок. Строить будем?» привел генеральный директор «Морского инженерного бюро», профессор Геннадий Егоров.

    По его прогнозу, уже к 2025 году количество буксиров-толкачей в России сократится до 1291 ед.

    По данным на апрель 2020 года, в России имелось 856 речных буксиров-толкачей мощностью до 400 кВт, 829 толкачей мощностью 440-800 кВт и 214 толкачей мощностью более 900 кВт.

    К 2030 году, по прогнозу, останется по 297 толкачей в мощностных диапазонах до 400 кВт и до 800 кВт и 65 толкачей мощностью более 900 кВт.

    По мнению Геннадия Егорова, при перевозках на реке использование барже-буксирных составов имеет хорошую экономику по сравнению с самоходными судами (в отличие от морских перевозок), поскольку они позволяют гибко использовать тягу там, где она нужна в данный момент, без необходимости эксплуатировать дорогостоящие грузовые самоходные суда.

    «Речные перевозки требуют оптимизации, когда мы сможем расставить флот, тягу», - пояснил эксперт.

    Тем не менее, строительство новых буксиров - крайне дорогое удовольствие. Так, по мнению коммерческого директора ООО «СК МОРВЕННА» (занимается перевозками негабаритных грузов по рекам) Александра Баранова, стоимость нового речного буксира за границей составляет примерно 6 млн евро, а в России - еще дороже, поскольку при строительстве все равно используются иностранные комплектующие, которые нужно в страну еще завезти.

    «Старый флот справляется со своими потребностями и выполняет свои функции, а стоимость нового будет просто космической и неизвестно, когда она окупится», - подытожил Александр Баранов.

    Выход эксперты увидели в обращении к советскому опыту машинно-тракторных станций. Суть таких станций состояла в том, что хозяйствующие субъекты могли брать во временное пользование необходимую им технику, а потом возвращать ее обратно на станцию. В условиях рынка это можно реализовать при помощи механизма т. н. операционного лизинга.

    «Строить будет можно, если будет льготный операционный лизинг, чтобы владельцы (несамоходных) барж могли использовать предоставляемую таким образом тягу», - сказал Геннадий Егоров.

    Напомним, что под операционным лизингом понимается схема, в соответствии с которой лизингодатель приобретает в собственность необходимую технику, а затем передает ее во временную аренду конечному потребителю.

    Напомним, машинно-тракторная станция (МТС) — государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР и ряде других социалистических государств, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам). МТС сыграли значительную роль в организации колхозов и создании их материально-технической базы. В 1958 году были упразднены, т. к.  впоследствии сельскохозяйственная техника была передана непосредственно колхозам. МТС осуществляли обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и давали её в аренду колхозам.






Данный раздел не адаптирован под мобильные устройства.
Для перехода на главную страницу нажмите на ссылку

This section is not adapted to mobile devices.
To go to the home page, click on the link