• 29 марта 2020

    Заместитель министра транспорта России Юрий Цветков

    Об основных задачах по развитию водного транспорта

    В минувшем году министерство обеспечило принятие 70 нормативно-правовых актов, в том числе 5 постановлений и 23 распоряжений правительства РФ, 18 приказов и 20 распоряжений Минтранса России, а также 4 международных соглашений.

    Активная работа в отчетный период велась в области законодательной деятельности. Президентом РФ 1 марта 2020 года подписан закон 34-ФЗ о внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания, уточняющая вопросы использования судов под флагом иностранных государств при осуществлении некоторых видов деятельности в области торгового мореплавания. Внесенные данным законом изменения в КТМ позволят продолжить работу по актуализации постановлений Правительства РФ № 504.

    18 марта 2020 года Президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ». Закон направлен на устранение выявленных препятствий  при регистрации судов в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре  судов, что позволит привлечь дополнительные суда под российский флаг и, как следствие, повлечет дополнительные доходы в федеральный и региональные бюджеты Российской Федерации. Закон позволил закончить формирование необходимой законодательной базы для регистрации судов в Российском открытом реестре судов. Принятие закона дает возможность регистрации инновационных судов, например, типа «Валдай».

    В ближайшее время будет завершена работа по внесению изменений в приказ Минтранса России № 191 «Об утверждении правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов», что позволит актуализировать существующие правила регистрации судов и сформировать необходимую правовую базу для регистрации судов в Российском открытом реестре судов. 

    В настоящее время в первом чтении в Государственной думе одобрен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Кодекса торгового мореплавания РФ. Законопроект разработан в целях наделения Правительства РФ полномочиями по утверждению положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море.

    В соответствии с планом законодательной деятельности в 2019 году Минтрансом России внесено на рассмотрение в Правительство 7 законопроектов. Одним из ключевых является проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта» и федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Проектом федерального закона предусмотрено внесение дополнений в федеральный закон 178 ФЗ о приватизации государственного муниципального имущества, предусматривающих возможность отчуждения имущества речных портов, отнесенного к объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, путем продажи на конкурсе с установлением начальной цены продажи в размере 1 рубль и обязательством лица, победившего в конкурсе, по приведению объекта речного порта в удовлетворительное состояние и сохранения его назначения.

    Значимой для отрасли также является разработка проектов федеральных законов.

    • «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части 2 Налогового кодекса РФ, предусматривающей внесение  изменений в Налоговый кодекс РФ, устанавливающих нулевую ставку НДС применительно к операциям по реализации услуг по морской круизно-пассажирской перевозке, а также по реализации товаров, работ и услуг на борту круизного судна в рамках такой   перевозки.
    • «Об особенностях  реорганизации ФГУП Росморпорт». Разработан в целях комплексного развития совершенствования деятельности ФГУП Росморпорт, привлечения долгосрочных инвестиций в широкий спектр направлений деятельности предприятия.

    В части нормативно-правового регулирования Минтрансом России ведется работа по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта. Совместно с рабочей группой подготовлен реестр нормативно-правовых актов, содержащий актуальные требования, подлежащие проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности. Налажено конструктивное взаимодействие с представителями рабочей группы. Вопросы, требующие дополнительного обсуждения, будут рассмотрены на заседаниях комиссии по совершенствованию контрольных, надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при правительственной комиссии по проведению административной реформы.

    Одну из важнейших за последние годы поправок о конвенции MARPOL стало введение с 1 января текущего года нового требования к предельным содержаниям серы в судовом топливе – не более 0,5 % вместо ранее установленных 3,5%. В международной судовой отрасли это называют очередной промышленной революцией. И, действительно, по степени воздействия на морской сектор это сравнимо с революцией. В связи со вступлением в силу новых требований по содержанию серы с 1 января 2020 года ведется мониторинг доступности и достаточности низкосернистого топлива, его качества и ценообразования. Российский рынок бункерного топлива в рамках российских портов на текущий момент справляется с потребностями и гибко реагирует на современные вызовы.

    Новым вызовом в 2020 году стало объявление Всемирной организации здравоохранения пандемии короновируса COVID-19, сложной эпидемиологической ситуации в различных регионах мира. В целях защиты здоровья членов экипажа судов и работников морской отрасли обеспечение бесперебойной работы судов под государственным флагом РФ Минтрансом России направлены в ИМО, Росморречфлот и ФАО Российский морской регистр судоходства информационное письмо, устанавливающее чрезвычайные меры в случае, если срок действия судовых конвенционных документов, документов членов экипажей судов и трудовых договоров членов экипажей судов истек или истекает до 20 июня 2020 года. Данные меры применяются исключительно в случае форс-мажора, когда невозможно или затруднено проведение освидетельствований или проверок судна в порту, осуществление смены экипажа судна в виду нахождения судна в порту государства, где, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, обусловленной COVID-19 имеются ограничения по сходу на берег, посадки на судно, перемещению по территории государства. Превентивные меры Минтрансом России предприняты, и мы готовы в дальнейшем реагировать на развитие ситуации.

    Кроме того, Минтрансом России с профессиональным сообществом подготовлены мероприятия по поддержке предприятий и в целом отрасли в условиях, которые могут возникнуть и уже возникают по пандемии этого вируса. Расширен список системообразующих предприятий, в правительство внесены предложения по поддержке в той или иной степени предприятий и отрасли. Данная работа продолжается.

    Как всегда, рассчитываем на активную работу Росморречфлота по выполнению государственных задач, поставленных федеральным агентством, а также по вопросам выработки конструктивных предложений в целях формирования необходимой и эффективной правовой базы функционирования водного транспорта в Российской Федерации.

    В текущем году нам предстоит совместно потрудиться в рамках подготовки успешного прохождения аудита ИМО, намеченную на вторую половину 2021 года, а годом позже – в 2022 году организовать и провести в России всемирный день моря. Спасибо за внимание. Хорошей работы.

    Цитируется по докладу на расширенном заседании Коллегии Росморречфлота и Общественного совета Росморречфлота 27 марта 2020 года.


Данный раздел не адаптирован под мобильные устройства.
Для перехода на главную страницу нажмите на ссылку

This section is not adapted to mobile devices.
To go to the home page, click on the link