АСРФ: Пошлины на экспорт рыбы затрудняют обновление устаревшего промыслового флота
Наряду с другими факторами они отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год
Введенные год назад экспортные «курсовые» пошлины при реализации рыбной продукции из объектов промысла, на которые распространяются инвестиционные квоты (минтай, треска, пикша и крабы), стали значимым негативным фактором, повлиявшим на сроки окупаемости инвестиций участников программы инвестквот. Пошлины стали дополнительной финансовой нагрузкой и ограничителем продаж на внешнем рынке. Такое мнение высказала Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).
По данным АСРФ, за 12 месяцев объем пошлин при экспорте указанной продукции превысит 10% от объема инвестиций рыбаков в строительство рыбопромысловых судов под квоты на добычу этих видов водных биоресурсов (ВБР). За 10 месяцев размер уплаченных пошлин составил 8,9% от инвестиций (17,1 млрд рублей пошлины при 192 млрд рублей инвестиций в суда).
В первом полугодии 2024 года объем экспорта рыбной продукции уменьшился в стоимостном выражении на 13%, в том числе из-за влияния экспортных пошлин. Таким образом, экспортная пошлина существенно влияет на устойчивость отрасли, считают в АСРФ.
В ассоциации напоминают, что установленные правительством требования к инвестиционным проектам предусматривают в качестве критерия отбора инвестпроекта нормативный срок окупаемости инвестиций не более 10 лет. Дополнительная финансовая нагрузка в размере 10% от объема инвестиций отодвигает фактический срок окупаемости на год, что нарушает условия отбора инвестпроектов и требует их пересмотра. В случае, если действие пошлин будет продлено еще на год, срок окупаемости инвестиций может превысить нормативный уже на два года — без учета снижения доходов от экспорта и других факторов.
По словам президента АСРФ Алексея Осинцева, экспортная пошлина становится не стимулом поставок на внутренний рынок, как задумывалось, а барьером, реально затрудняющим развитие отрасли, которой необходимо продолжить обновление устаревшего флота. «И если задержка строительства судов вызвана объективными причинами (сначала ковидные ограничения, теперь санкционные), на которые мы не можем влиять, то экспортные пошлины на продукцию из ВБР, на добычу которых выделены инвестквоты, могут быть отменены решением правительства. При их введении не был учтен фактор масштабной отраслевой инвестпрограммы», — сказал он.
Экспортные пошлины были введены с 1 октября 2023 года, и в различные периоды их ставка составляла 7%, 5,5% и с июля по настоящее время — 4,5% от таможенной стоимости экспортируемой продукции.
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) создана в 2016 году, объединяет 37 компаний морского рыболовства. Размер капиталовложений членов АСРФ в обновление промыслового флота и создание береговой переработки превышает 60% от общего объема инвестиций в отрасль в рамках инвестквот первого этапа. Доля предприятий-членов ассоциации составляет около 28% общероссийского морского вылова водных биоресурсов.