По программе инвестквот в 2023 году будут сданы 14 судов — Илья Шестаков
На данный момент построено 16 судов, а сдача всех 105 судов по программе ожидается к 2026 году
Из 105 судов, которые строятся по программе инвестквот на российских судозаводах, на данный момент построено 16 судов, из которых 12 были сданы с 2019 по 2022 годы (по данным ИАА «ПортНьюс»). План на 2023 год — 14 судов, а завершение всего заказа планируется к 2026 году. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на брифинге для журналистов в Москве.
По его словам, по программе инвестквот будет построено 64 рыбопромысловых судна и 41 краболов. «Строительство идет напряженно, однако в этом году мы ожидаем, что будет сдано порядка 14 судов дополнительно к тому, что было сдано до этого. Суда эффективные, хорошо себя зарекомендовали», — сказал руководитель ведомства. Как уточнили в пресс-службе Росрыболовства, на данный момент построено 16 судов, из них 10 рыбопромысловых и 6 краболовов.
Рассуждая о срывах сроков и удорожания строительства судов, глава агентства отметил, что первоначальный план, рассчитанный на 6 лет, был в силу различных причин продлен на два года. «Таким образом, мы ожидаем, что к 2026 году все заказанные суда будут построены», — сказал он. По его мнению, основные причины, которые привели к сдвигу сроков, — это пандемия, международные санкции, лишившие отрасль необходимого оборудования, и невысокая компетентность судостроителей.
«На мой взгляд, одна из основных причин возникшей проблемы — это низкая организация судостроительного производства в России. При контрактовании были допущены значительные ошибки. Когда мы начинали первый этап, мы переживали за то, что верфи будут давить на заказчиков. ОСК, например, имеет порядка 80% всех судостроительных мощностей страны. Но получилось все наоборот. Они просчитались с ценой, просчитались с проектами и со своими рисками. А дальше наложились внешние факторы, которые привели действительно в затруднительную ситуацию. Думаю, необходимо помогать верфям, к тому же это по большей части государственные предприятия. Надеюсь, соответствующие решения будут приняты, и все суда будут достроены. Мы рассчитываем, что это будет к 2026 году», — сказал он.
Напомним, с 2016 года в рыбопромышленной отрасли стартовал переход с исторического на аукционный принцип распределения квот. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. По первому этапу инвестквот строится 105 судов.
В конце декабря 2022 года президент РФ подписал закон о втором этапе инвестиционных квот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. По предварительным данным, планируемый перспективный портфель заказов по второму этапу инвестквот включает более 70 судов, из которых до 35 предназначены для ловли краба. Аукционы по второму этапу инвестиционных квот, как ранее заявлял Илья Шестаков, пройдут в августе-сентябре 2023 года.
Подробнее о строительстве рыболовного флота читайте в ежегодном аналитическом отчете «Судостроение в России», подготовленном ИАА «ПортНьюс».