Контейнерооборот снизился на 5,5% из-за отсутствия перевозок в Россию
Совокупный грузооборот порта Роттердам в 2022 году незначительно сократился, на 0,3%, по сравнению с 2021 годом и составил 467,4 млн тонн. Об этом говорится в годовом отчете портовой администрации.
Обработка навалочных и насыпных грузов увеличилась на 1,7% и достигла 80,1 млн тонн. Перевалка наливных грузов выросла на 4% — до 212,8 млн тонн. В основном на этих результатах сказалась увеличившаяся на 5,9% обработка нефти. Количество заходов супертанкеров увеличилось с 27 единиц в 2021 году до 156 единиц в 2022 году. Нефть доставлялась в порт Роттердам из Ирака, Саудовской Аравии, Анголы, Нигерии, Норвегии. Перевалка нефтепродуктов при этом сократилась на 10,8%, что объясняется сокращением импорта и реэкспорта мазута и санкциями в отношении РФ.
На фоне сокращения поставок трубопроводного газа из России, а также отказа от российской нефти и нефтепродуктов вырос импорт СПГ (+63,9%) и угля (+17,9%). Последний импортировался преимущественно из США, Южной Африки, Австралии и Колумбии. Что касается СПГ, то здесь 30% поставленного количества пришлось на США. Из Австралии прибыл один СПГ-танкер.
В отчете отмечается, что обработка контейнеров снизилась на 5,5% в TEU. Это произошло в основном из-за того, что контейнерные перевозки в Россию и из нее практически прекратились. При этом за первые 9 месяцев 2022 года количество груженых контейнеров из Азии увеличилось из-за возросшего спроса на товары народного потребления. В то же время сократился экспорт, и обратно было отправлено гораздо больше порожних контейнеров.
Кроме того, в прошлом году сегмент контейнерных перевозок испытывал сложности из-за сбоев в логистической цепочке в сочетании с трудностями, связанными, прежде всего, с антиковидными ограничениями и проблемами с перевалочными мощностями в порту. Это привело к загруженности контейнерных терминалов и распределительных центров в порту Роттердам и во внутренних районах, а также к неуверенности в сроках доставки контейнерных грузов. В связи с этим транзитные, мультимодальные грузы, перенаправлялись в другие порты, где перевалочные мощности были доступны.
В 2022 году на 13,5% выросла обработка Ro-Ro грузов благодаря восстановлению объемов транспортировки в этом сегменте после падения в начале 2021 года. На 10,4% увеличились объемы в сегменте генеральных, штучных грузов, в основном за счет увеличения импорта стали и цветных металлов.
Выручка администрации порта в 2022 году увеличилась на 6,9% — до $866,99 млн. Операционные расходы возросли на 8,3% — до $296,31 млн. Показатель EBITDA вырос на 6,1% по балансу и составил $570,68 млн. Чистая прибыль не изменилась по сравнению с 2021 годом, составив $259,56 млн.
Роттердам является одним из крупнейших европейских портов-хабов. В порту действуют около 120 терминалов. Ежегодный грузооборот порта Роттердам в среднем составляет около 450 млн тонн. 70% акций порта принадлежит городскому муниципалитету, 30% — государству.